Явиться в комиссариат
О ситуации на дорогах теперь могут отчитаться не только автоинспекторы, но и аварийные комиссары
Помните анекдот: "Запорожец" невзначай "поцеловал" "мерседес", оттуда выходят "чиста канкретные пацаны" и предлагают владельцу "Запорожца" поехать смотреть его квартиру - расплачиваться за бампер... После введения "автогражданки" разбираться в такой ситуации должны страховые компании, так что теоретически - анекдот устарел. Практически - подставы на дорогах не исчезли, а скорее усовершенствовались.
Авто! Стоп!
- Схема простая, - объясняет нашему корреспонденту Анастасии ДОЛГОШЕВОЙ Вячеслав ЛОСЕВ, директор Независимой компании аварийных комиссаров - службы, которая по договору со страховыми компаниями расследует ДТП. - Вашу машину останавливает иномарка, там - двое-трое ребят, которые утверждают, что несколько минут назад вы их зацепили, так что выкладывайте-ка 2,5 тысячи долларов. Вы в шоке и даже не будете ничего отрицать, тем более что, пока беседуете с одним из "потерпевших", его напарник успевает наждачкой незаметно поцарапать вашу машину - как бы в доказательство столкновения. Ребята из иномарки предлагают узнать в вашей страховой компании, будут ли выплаты, - и вот тут начинается основная психологическая игра. Они спрашивают у вас номер телефона компании, но звонят сами. Итак, вас соединяют якобы со страховой компанией, и на том конце провода спрашивают: "А вы отъехали от места происшествия (вы, разумеется, отъехали, поскольку касания не заметили)? Ну, раз вы убрали машину с места ДТП, то страховка не выплачивается". (Хотя на самом деле, если ваше авто переместилось на сколько-то метров, страховка все равно действует.) И вас начинают усиленно прессовать: дескать, плати бабки. Совет один: даже если вы отказались платить деньги и даже если иномарка уехала - не поленитесь, вернитесь на место мифического ДТП, позвоните в ГАИ, дождитесь инспектора, чтобы оформить разыскной материал, - на всякий случай, чтобы те ребята не возобновили вымогательство.
Встретились как-то гаишник и комиссар...
...Еще полгода-год назад такие фокусы с иномарками были поставлены на конвейер, а теперь если и происходят - то в единичных случаях. "Подставы" пошли на убыль в том числе и благодаря работе Независимой компании аварийных комиссаров. Они независимые - потому что не состоят при одной страховой компании; напротив, к ним обращаются разные страховщики - собрать все материалы о ДТП и сделать свое заключение, получить в ГИБДД необходимые для выплат документы. На месте ДТП обычно можно наблюдать такую картину: данные о происшествии собирают, с одной стороны, инспекторы ГИБДД, с другой стороны - аварийные комиссары, оснащенные в отличие от гаишников цифровыми фотоаппаратами, диктофонами, лазерными измерителями Bosch. Бывает, выводы комиссаров по материалам ДТП не совпадают с решением инспекторов ГИБДД. Тогда дело можно оспорить в суде.
В компании около 20 человек; все - бывшие гаишники или следователи Главного следственного управления по разбору ДТП. Гаишников на работу принимают не всех, а только тех, кто оформлял или расследовал аварии с тяжкими последствиями. Можно сказать, "дорожные детективы". В Москве, кстати, аналога этой службы нет; даже Всероссийский союз аварийных комиссаров возник в Питере.
- Вячеслав Николаевич, а между аварийными комиссарами и инспекторами ГАИ конфликтов не возникает? - интересуемся у Лосева. - Знаете, как в американском кино: только полицейский стал частным детективом, как полиция на него обиделась ...
- Да по-разному бывает. Случаются такие диалоги: "Инспектор, не могли бы вы этот следочек на схеме отразить?" - "Ты чё, мне указывать будешь?" - "Да не дай бог! Я 20 лет на этой "земле" отработал, указывать не буду. Но если не зарисуете - я его сфотографирую, и вы завтра в кабинете начальника ГИБДД будете объяснять, почему на вашей схеме этого следа нет, а на нашем фото - есть". И - нечего делать, зарисовывает. Но вообще-то со временем с инспекторами складываются нормальные человеческие отношения: вплоть до того, что замеры производят уже не своей обычной рулеткой, а нашей лазерной, которая за секунду выдает расстояние с точностью до десятой доли миллиметра. Иногда мы в качестве понятых выступаем - ночью не всегда понятого найдешь. И гаишник видит в тебе помощника, а не конкурента.
Дело, Ватсон, на одну трубку...
...Клиенты независимых аварийных комиссаров - страховые компании, с которыми заключены договоры; служба работает и с физическими лицами - но уже за отдельные деньги по абонентным картам и, честно говоря, особенно себя не рекламирует: в распоряжении компании пока только 5 машин, надо соразмерять силы и отвечать за качество услуг.
Все сигналы о ДТП поступают в Центральную диспетчерскую службу. Диспетчер - не девочка-"кукушка", а специалист самой высокой квалификации по ДТП. Если посмотреть на его работу со стороны - ощущение сеанса шахматной игры вслепую: человек за пультом принимает звонок от водителя, попавшего в аварию, задает ему наводящие вопросы (в каком месте произошло столкновение? как двигались машины? какие части машин повреждены? регулируется ли перекресток?) - и, не видя непосредственно самого происшествия, может подчас определить, кто виноват. Из серии "Такие дела, Ватсон, я называю "дело на одну трубку": пока выкуриваю трубку, догадываюсь, кто преступник". Но главная задача диспетчера - определить, нужен ли выезд аварийного комиссара (необходимость в выезде определяется видом страхования, суммой ущерба и виновностью или невиновностью клиента - такие условия ставят страховщики). По статистике, в 99% случаев диспетчер принимает верное решение.
Продолжаем допытываться.
- Вас, как руководителя службы аварийных комиссаров, уместно спросить: какие районы наиболее аварийно опасные? И не миф ли, что у большинства водительские права просто куплены?
- Бесплатно сдать на права экстерном в ГИБДД - шансов мало. А в автошколе - коммерческом предприятии - происходит по сути та же самая покупка прав. Тем более что сейчас качество обучения вождению ужасное: школа не хочет бить свои машины, выбирают для обучения спокойные участки, так что человек потом реально боится выезжать в город. В Штатах делается так: приезжает в муниципалитет человек, причем неизвестно, учился он вождению в какой-нибудь школе или нет; и 3 - 4 часа он с проверяющим ездит по городу. Если наберется определенное количество ошибок, человек не получит прав. Причем проверяющему может просто не понравиться манера вождения экзаменуемого. Один наш российский "таксист" в Нью-Йорке четыре раза пересдавал экзамен вождения. Он замечательно водил автомобиль в условиях плотного городского движения, но каждый раз экзаменатор говорил: "Не сдал". И лишь на пятый раз наш водитель понял, в чем дело, провез экзаменатора мягко, аккуратно, без резких маневров и перестроений. И сдал. А что касается наиболее аварийных участков... Как ни парадоксально, чем лучше дороги, тем более тяжкие последствия в ДТП. В центре города, конечно, аварийность большая, но это мелкие толчки, как говорят дознаватели, "железо". А взять Выборгский, Приморский, Калининский, Московский районы, где хорошие трассы и большие скорости - там ДТП случаются реже, но если случаются, то довольно тяжелые. Вообще закономерность такая: чем хуже дорога, чем больше ям на ней, тем меньше вероятности, что на ней кто-то всерьез убьется.
- Кстати, возвращаясь к мошенничеству на дорогах, - есть еще что-нибудь новенькое?
- Представьте себе: у вас только что куплена в салоне серьезная машина - "лексус", "БМВ". Вы приезжаете в супермаркет, выходите оттуда с покупками и... боже! что такое! Под капотом новенькой машины - лужа масла, из-под капота на передних крыльях - тоже. Психологически - что вы делаете? Сразу снимаете сигнализацию, бросаете покупки, барсетку или сумочку в салон, открываете капот и, независимо от того, соображаете что-нибудь в технике или нет, несколько минут тупо смотрите на двигатель под капотом. Наконец, садитесь за руль и сразу же едете на гарантийную станцию: "Забирайте свою машину! Она течет!" А вам отвечают: "Вы проверили, что у вас осталось в салоне?.." А в салоне - пусто: ни денег, ни документов, ни вещей. Пока вы рассматривали двигатель, вас обчистили. Это - самое новое мошенничество, с пылу с жару.