"ПОЦЕЛУЙ" ПО-МОСКОВСКИ
Автовладельцы никак не дождутся, когда полисы ОСАГО подешевеют
"Поцеловались" - таи на языке автомобилистов называется легкое соприкосновение двух машин. Ущерб в таких случаях обычно исчисляется небольшими суммами. Со мной такое однажды случилось за рубежом. "Поцелуй" по-европейски выглядит примерно так. Мы вышли из машин, пожали друг другу руки, извинились, обменялись телефонами - и разъехались по своим страховым компаниям.
У меня оформление бумаг заняло несколько минут. Представитель страховой фирмы вышел, щелкнул фотоаппаратом и сказал: "Езжайте в любую мастерскую. Счета привезете и получите деньги". Все так и произошло. Через день я забыл, о происшествии.
Не далее как пару дней назад видел "поцелуй" по-московски. Прямо в своем дворе. Сосед соседу задел дверцу. Обе машины застрахованы - ОСАГО. Что тут началось! Хорошо, что драки не было - все-таки водители из одного дома и знакомы. Приехала автоинспекция, часа полтора-два заполнялись какие-то протоколы, акты.
А оба водителя держались за головы и горько вздыхали. Ведь с этого только начинались мытарства. Нужно приглашать независимых экспертов, собирать кучу документов для страховой компании, отстоять в нескольких очередях, затем ждать решения. Только в конце этого марафона есть шанс получить тысячу рублей. Страховщики неохотно расстаются с каждой копейкой. Впрочем, я рассказываю о том, что знает уже каждый автомобилист.
Между тем читаю признание, сделанное в декабре на парламентских слушаниях, главы ФССН (Федеральная служба страхового надзора) Ильи Ломакина-Румянцева. По его словам, страховщики оказались в совершенно бедственном положении. Чиновник утверждает, к примеру, что "совершенствование в интересах страхователей" существующих механизмов ОСАГО даже при сохранении нынешних, высоких для большинства россиян, особенно пенсионеров, тарифов повысит убыточность их бизнеса на 75 процентов. Откуда чиновник взял эту цифру? Вот его уточнение. С 1 июля 2003 года, то есть после принятия закона об ОСАГО, по настоящее время страховщики уже потеряли 15 процентов запланированной прибыли. Если принять регламентирующие документы и другие меры по совершенствованию автоэкспертизы (читай, отменить, как в Европе, вызов ГАИ на место ДТП), то потери увеличатся еще на 15 процентов. Здесь чиновник, видимо, проговаривается и выдает "коммерческую тайну": оказывается, в результате упразднения так называемых независимых автоэкспертов страховые компании потеряют ряд оснований для отказов в выплате убытков пострадавшим автовладельцам. На практике это значит: "независимые эксперты" настолько прикормлены страховщиками, что чаще всего занижают суммы ущерба. Но почитайте дальше, что говорит глава ФССН. По его глубокому убеждению, еще на 60 процентов повысит убыточность тех, кто производит ОСАГО, совершенствование законодательных актов, связанных с порядком возмещения вреда, нанесенного жизни и здоровью людей, пострадавших в ДТП. Естественно, чиновник уверен, что качество обслуживания клиентов резко упадет, если понизить тарифы за полисы. Как будто сейчас это обслуживание на высоте.
Подойдите к любой страховой компании и прочтите: сколько пунктов продают полисы ОСАГО (их многие десятки) и сколько - выдают страховые премии за ущерб (тех - считанные единицы). Соотношение 10 к 1 в лучшем случае. Пройдитесь по тем офисам, где вы должны якобы красиво и без волокиты получить деньги за понесенный ущерб. Очереди, злобное рычание сотрудников на клиентов, хамство.
Если у работников страхового фронта такие убытки и потери, то они должны давно стоять с плакатами, собираться на митинги протеста и кричать на всю страну - душат, дескать, нашего брата. Но этого нет. Значит, страховщики всем довольны. И тактику они избрали очень эффективную: никоим образом не реагировать на критику, не вступать в полемику, а просто грести деньги, которые согласно закону об ОСАГО сами плывут им в руки. И как можно меньше отдавать взамен.
Вопреки жалобам чиновников ФССН еще ни одна страховая компания не обеднела после введения закона об ОСАГО. Но главное - ни одна компания и не отчиталась о том, сколько она заработала на ОСАГО. Депутаты предлагали открыто проанализировать эффект ОСАГО для страховщиков, но те отказались.
Между тем корреспонденту "Труда" депутат Госдумы РФ Виктор Похмелкин сказал: "По нашим оценкам, после введения ОСАГО доходы страховых компаний выросли вдвое. С 1 июля 2003 года по 1 июля 2004 года страховщики собрали по России 48 млрд. рублей, при этом выплатили пострадавшим лишь 8 миллиардов. По закону же на выплаты потерпевшим должно идти 77 процентов собранных средств, еще 3 процента - в Стабилизационный фонд, и только 20 процентов страховщики могут использовать по своему усмотрению". Куда делись 40 миллиардов рублей автовладельцев? А никуда. Они лежат в банках и дают дополнительный процент все тем же страховщикам. В общем, неплохо устроились!
Случаев недобросовестности страховщиков тьма-тьмущая. Но почему-то как раз от них государство и правительство ждут предложений по совершенствованию закона об ОСАГО. А хотя бы кто-нибудь учел мнение простых граждан, которым платить за эти законы?
Я поспрашивал автовладельцев. Большинство, естественно, за снижение страховых взносов. Тут все понятно - у людей денег не хватает. По их мнению, если урезать тарифы в два раза, то страховщики никак не пострадают. Если вы помните цифры, названные депутатом В. Похмелкиным, то это действительно так.
Но многие автовладельцы требуют не понижения тарифов, а увеличения размера минимальных выплат за нанесенный ущерб. Для москвичей это особенно важно. Тут много иномарок, ремонт которых стоит дорого, и сумм, которые выделяют на возмещение ущерба страховщики, почти всегда не хватает.
Страницу подготовил Михаил ЗУБОВ, 200-00-83, zubov@trud.ru