И СНОВА ПОПРАВКИ К "АВТОГРАЖДАНКЕ"
Доходы страховщиков так велики,
что даже их сторонники призывают поделиться
В Госдуму внесен очередной закон, касающийся "автогражданки". Предлагается не ограничивать общую сумму выплат при наличии нескольких пострадавших в ДТП, а платить каждому пострадавшему до 120 тыс. рублей за поврежденный автомобиль и до 160 тыс. за вред, причиненный жизни и здоровью. Однако о снижении страховых тарифов речь вновь не идет, в лучшем случае они останутся без изменений.
Действующий закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" ограничивает сумму страховых выплат за поврежденный автомобиль - 120 тыс. рублей при одном пострадавшем и 160 тыс. рублей, если пострадавших несколько. В последнем случае эта сумма делится на всех пострадавших. То же самое касается вреда жизни и здоровью - 160 тыс. рублей при одном пострадавшем и 240 тыс. рублей при нескольких пострадавших, причем страховая сумма опять же делится на всех.
Депутат Госдумы и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль предлагает выплачивать каждому пострадавшему в ДТП до 120 тыс. рублей за разбитую машину и до 160 тыс. рублей за вред жизни и здоровью, причем независимо от общего числа потерпевших. По мнению депутата, страховщики с такими выплатами справятся, так как сейчас платят пострадавшим в ДТП значительно меньше положенных 80 % от общей суммы собранных ими денег.
За первый год действия "автогражданки" (с 1 июля 2003 г. по 30 июня 2004 г. ) страховщики собрали с автовладельцев 48 млрд. рублей, а выплатили страховок на 8 млрд. (17 % от собранных страховых взносов). За четыре последующих месяца (июль-октябрь 2004 г. ) страховые выплаты составили уже 7, 2 млрд. рублей (45 % от взносов, собранных за этот период). По оценке Александра Коваля, с учетом еще не сделанных платежей за случившиеся в эти месяцы ДТП общая сумма выплат составит около 60 %.
Сейчас Госдума изучает представленные страховыми компаниями данные. У одних компаний сумма выплат составляет 35 % от собранных средств, у других приближается к 100 %. В выигрыше оказались те, кто работает в мегаполисах и страхует дорогие иномарки с мощными моторами. Менее прибыльна "автогражданка" в сельской местности, где тариф снижен за счет коэффициентов, а население главным образом ездит на отечественных малолитражках.
Базовую ставку тарифа на "автогражданку" устанавливает правительство и затем пересматривает в зависимости от результатов деятельности страховых компаний. Главное условие - 80 % собранных денег должны уходить на страховые выплаты. Однако снижение тарифа, по словам Александра Коваля, не планируется. Нынешний тариф, по мнению депутата, он же, напомним, председатель Всероссийского союза страховщиков, является оптимальным.
Еще один законопроект подготовил председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам (этот комитет отвечает в Госдуме за "автогражданку") Владислав Резник. Депутат предлагает увеличить сумму выплат в случае гибели человека в ДТП до 500 тыс. рублей. Сейчас на российских дорогах ежегодно гибнут около 35 тыс. человек, и, по мнению депутата, выплатить 17 млрд. рублей для страховщиков вполне по силам.