Перейти к основному содержанию

Главная      "Автогражданка" расщедрилась на льготный месяц

"Автогражданка" расщедрилась на льготный месяц

Декабрь-январь для многих автомобилистов стал периодом продления договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Поскольку сам закон мало кто читал, то при замене полисов водители с удивлением узнали о действии так называемого льготного месяца. Да и сама процедура пролонгации договоров оказалась не такой уж и простой, как кажется на первый взгляд...

Обманывать нехорошо.

Если водитель-виновник ДТП перешел в другую компанию и скрыл свою страховую историю, чтобы избежать уплаты повышающего коэффициента, это может для него плохо кончиться.

Лучший вариант: компания, выяснив факт участия нового клиента в ДТП, в последующем при заключении договора применит к нему повышающий коэффициент. Либо компания через суд добьется признания этой сделки ничтожной. Последний вариант чреват для автовладельца далеко идущими последствиями. Если он вновь попадет в аварию и при этом вскроется, что он не доплатил повышающий коэффициент за прежде совершенное ДТП, тогда компания через суд может признать сделку ничтожной, поскольку клиент ввел страховщика в заблуждение. В этом случае компания вернет страховой взнос водителю, но возмещать ущерб потерпевшей в ДТП стороне он будет уже сам. К тому же, такого водителя возьмут на заметку в базу данных страховых мошенников за то, что обманул компанию.

Закон ОСАГО вступил в силу 1 июля 2003 года. И некоторые особо сознательные граждане в первые дни действия закона застраховали свою автогражданскую ответственность. Однако таковых было меньшинство. Дело в том, что законодатели позаботились о переходном периоде: в течение полугода действия закона ОСАГО никто водителей за отсутствие страхового полиса не наказывал. Административные санкции в отношении незастрахованных автовладельцев инспектора ГИБДД стали применять лишь с 1 января минувшего года. К тому же начало действия закона ОСАГО по времени совпало с очередными выборами. Многие политики тогда клеймили "автогражданку", обещали ее прикрыть, приостановить, либо поменять правила. Водители заняли выжидательную позицию в надежде, что закон и вовсе отменят. Но чуда не произошло: в декабре 2003 и январе 2004 года водители в спешном порядке ринулись за покупкой полиса ОСАГО.

Год завершился, поэтому в конце минувшего и начале 2005-го года наступил период пролонгации договоров по "автогражданке" для основной массы автовладельцев.

За несколько дней до окончания действия договора ОСАГО агенты страховых компаний стали обзванивать своих клиентов с напоминанием о необходимости его продления. Водителям сообщалось, что заключить новый договор можно в течение тридцати дней с момента окончания срока действия старого полиса. В течение льготного месяца компания считает отношения с клиентом непрерванными. Страховые агенты обычно советуют обрадованным льготой водителям поторопиться с приобретением нового полиса, потому как инспектора ГИБДД плохо разбираются в законодательстве, про льготный месяц ничего не знают и обычно ставят автомобиль на штрафстоянку. В итоге водители остаются в недоумении: можно ли ездить 13-й месяц по старому полису или нельзя?

Что говорит закон?

Руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в Сибирском федеральном округе Владимир Голубков пояснил назначение льготного месяца. Этот термин действительно фигурирует в законе об "автогражанке".

Если автовладелец пожелает сменить страховщика, то не позднее чем за два месяца до окончания срока действия договора страхования он должен уведомить свою компанию. Если автовладелец не предупредил страховщика, то договор считается продленным автоматически еще на один год. Новый договор вступает в силу после уплаты взноса на следующий год. Льготный месяц, то есть 30 дней по окончанию действия первого договора страхования ОСАГО - это тот максимальный срок, который дается автовладельцу для уплаты взноса на следующий год.

Если в период действия льготного месяца автовладелец совершит ДТП, то страховая компания будет обязана возместить за него ущерб третьим лицам, даже если автовладелец не успел оплатить взнос. При этом страхователь должен прийти в компанию и оплатить страховой взнос на новый год. А страховая компания - произвести выплаты по страховому случаю, который произошел в период действия льготного месяца. Но если автовладелец откажется оплачивать взнос, то он обязан оплатить ущерб по ДТП третьим лицам из своего кармана. Законом прописан именно такой механизм действия льготного месяца. И он не устраивает страховщиков.

Дело в том, что прописанный законом механизм пролонгации договора дает сбои. Согласно принятым правилам, если автовладелец решил сменить страховщика, то он должен за два месяца до окончания срока действия договора ОСАГО известить об этом страховщика и получить у него справку о своей страховой истории. Эту справку необходимо предъявить другой страховой компании, чтобы специалисты правильно рассчитали размер страхового взноса.

Борьба за клиента

Сегодня же любой автовладелец, в том числе и тот, по чьей вине произошло ДТП, может беспрепятственно перейти от своего страховщика, выплатившего за него страховое возмещение потерпевшим, в другую компанию. При этом автовладелец существенно сэкономит на приобретении нового полиса. Поскольку в новой компании не знают его страховой истории, то страхователю не придется платить повышающего коэффициента. Водитель просто введет компанию в заблуждение, заявляя, что страхуется по ОСАГО впервые. Так виновники ДТП сегодня уходят от материальной ответственности.

Впрочем, многие страховые компании сами не прочь заблуждаться насчет новых клиентов.

- Пока идет дележ рынка, механизм не работает. Как только страховые компании начнут требовать полноценные справки с автовладельцев, тогда все будет в порядке, - заявил Владимир Голубков.

Уйти от порочной практики переманивания клиентов возможно при создании единой базы данных автовладельцев, где будет представлена страховая история каждого водителя. Как уже сообщали "НН", в декабре минувшего года новосибирские страховщики, при поддержке областной администрации, заявили о планах по созданию на территории Новосибирской области единой базы данных автовладельцев-участников ДТП. По мнению Владимира Голубкова, инициатива новосибирских страховщиков - шаг правильный, но не достаточный. Поскольку нужна всероссийская база данных всех автовладельцев, которая находится на стадии разработки.

Страховщиков также не устраивает неясность правового статуса льготного месяца. В Административном кодексе РФ и Правилах дорожного движения сказано, что эксплуатация транспортного средства без страховки, либо с просроченным полисом запрещена. В то же время, по закону ОСАГО, автовладельцу дается льготный месяц. Получается, что в этом вопросе возникли противоречия на уровне федерального законодательства. Даже для страховщиков не ясно: должен инспектор ГИБДД штрафовать водителей в период действия льготного месяца или нет. Во всяком случае, если сотрудники ГИБДД поставят автомобиль на штрафстоянку за просроченный полис, то страховая компания своему клиенту помочь не сможет.

13-й месяц

Льготный месяц действует только при заключении договора ОСАГО на год. Если автовладелец страхует машину на полгода, льготный месяц не предоставляется.

Некоторые автовладельцы сознательно откладывают визит к агенту, полагая, что смогут выиграть дополнительно 13-й месяц к годичной страховке. Однако никакой экономии они не получат, поскольку договор продлевается не со дня обращения в компанию, а с момента окончания срока действия старого договора.

Как объясняют страховщики, договор пролонгируется автоматически со следующего дня после окончания действия первого договора. Можно это расценивать как предоставление клиенту месячной отсрочки по уплате страхового взноса. Просто клиент чуть позже заплатил взнос, однако разрыва в договорах не произошло, и к тому же автовладелец не потерял бонус за безопасную езду в 5%.

- Позиция страховщиков состоит в том, что правила должны быть более понятны. Раз срок договора год, то не нужен и льготный месяц, не нужна двусмыленность в законе, - заявил Владимир Голубков. Вскоре депутаты Госдумы планируют рассмотреть поправки к закону ОСАГО, и представители страховщиков намерены бороться за отмену действия льготного месяца.

Ездить с просроченным полисом нельзя ни минуты!

Если страховщики не дают прямого ответа на вопрос о перспективах административного наказания за езду в льготный месяц, то у сотрудников ГИБДД четкая позиция: ездить с простроченным полисом нельзя.

Как заявил "НН" старший госинспектор отделения административной практики областного управления ГИБДД Александр Герасимов, льготный месяц означает, что в течение 30 дней по окончанию срока действия договора страховая компания несет ответственность перед клиентом по наступлению страхового случая. Но это ни в коей мере не означает, что старый страховой полис действует дополнительный месяц.

- Компания несет ответственность, но и водитель по закону обязан застраховаться вовремя в установленные сроки - то есть до окончания действия договора ОСАГО. Поэтому инспектора могут привлечь водителя к административной ответственности: как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за невыполнение условий страхования, - заявил Александр Герасимов.

По данным областного управления ГИБДД, наибольший пик выявляемости незастрахованных водителей пришелся на январь-февраль минувшего года. На сегодняшний день на территории Новосибирска и области ежесуточно задерживается в среднем 60-70 автовладельцев за управление автомобилем без полиса ОСАГО.

Согласно Административному кодексу РФ (ст. 12.37) за управление автомобилем с просроченным полисом инспектор может наложить штраф на водителя в размере 300 рублей. За отсутствие полиса водителю грозит штраф в размере от 500 до 800 рублей, либо постановка автомобиля на штрафную стоянку. Так что, уважаемые автовладельцы, не испытывайте судьбу: страхуйтесь вовремя, то есть до истечения срока действия старого полиса.