Перейти к основному содержанию

Главная      ДЕЛОВЫЕ ВЕДОМОСТИ

ДЕЛОВЫЕ ВЕДОМОСТИ

МинАП создает отряды

Иван КОВАЛЬ

"Ведомости"

Фумигационные компании подвергли лицензированию

Хорошие прогнозы относительно экспорта зерна активизировали сектор фумигационных услуг. С начала 2005 года этот бизнес решено лицензировать. Компании жалуются, власти создают госфирму.

Продаже зерна за рубеж предшествует множество подготовительных работ. В частности, фумигация груза и транспортных средств, то есть их обеззараживание от вредителей. Как правило, процедура состоит в размещении внутри товара или в судовых емкостях определенного количества газообразующих "таблеток", которые воздействуют на продукт на протяжении научно обоснованного периода времени.

В 2004 году под эгидой Главной государственной инспекции по карантину растений Украины было профумигировано 8, 2 млн. тонн экспортируемого урожая. По данным ведомства, обеззараживание зерновых составило 96% от общего количества подкарантинной продукции, проходящей фумигацию.

Всего в 2004 году процедуру прошло 8, 5 млн. тонн товаров, что на 10, 5%, или 0, 81 млн. тонн, больше по сравнению с 2003-м. Кроме зерна, к числу подкарантинной продукции относится древесина. Здесь также отмечен рост объема обеззараживания - 144, 7 тыс. кубических метров в 2004-м против 2, 8 тыс. в 2003-м.

"Это обусловлено улучшением конъюнктуры мирового рынка и международных отношений Украины с другими государствами", - сказано в сообщении инспекции.

Наибольший объем работ провели портовые фумигационные отряды Крыма, Николаевской, Донецкой, Одесской и Херсонской областей, на счету которых - 8 млн. тонн отгруженной на экспорт продукции, или около 90% от общего объема выполненных работ. В прошлом году отряды работали по договорам с компаниями "Пест Контрол", "Трансбалктерминал", "Агро-Контроль", "Колфум-Инвест", "Агрот", "Украгробизнес", "Вермекс". Именно они, по оценкам экспертов, являются крупнейшими профильными фирмами на внутреннем рынке.

Возможно, памятуя о громких скандалах, связанных с некачественной фумигацией поставленного за рубеж украинского зерна в прошлые годы, в июне 2004-го парламентарии приняли изменения в Законы "О карантине растений" и "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности".

Согласно дополнениям, предприятия, желающие проводить фумигацию, должны обзавестись лицензией, стоимость получения которой обойдется компаниям в 20 необлагаемых налогом минимумов. Приятное во всех отношениях право выдавать или не выдавать разрешения вручили Министерству аграрной политики.

До сих пор компании обеззараживают грузы без лицензий. Нововведение, по мнению авторов новации, сделает отношения между фумигаторами и заказчиками более прозрачными, вырастет конкуренция, снизится стоимость предоставляемых услуг и повысится их качество.

И поскольку с 1 января 2005 года указанные изменения начали действовать, Главная инспекция по карантину растений посредством ее начальника Бориса Супиханова на днях призвала фумигационные компании ускорить подачу документов на оформление лицензий.

Госинспекция рассчитывает, что фирмы прислушаются к призыву и в январе-феврале уже получат разрешения. Предприниматели, правда, иного мнения. Как сообщили "Ведомостям" в представительстве компании "Пест Контрол", процесс изготовления заветной бумаги может серьезно затянуться.

"Документы мы еще не подали, и неизвестно, когда это сделаем. В утвержденном списке - десять наименований бумаг, среди которых - три разрешения, три допуска, ряд экспертиз. Кроме того, часть персонала должна пройти курсы обучения. Мы делаем все возможное для ускорения процесса, но, боюсь, для этого понадобится около десяти месяцев. Это катастрофа", - сказал директор представительства компании Александр Зрелый.

По его мнению, чиновники, вводя лицензирование фумигационных услуг, хотели усилить конкуренцию в секторе. "Монопольное положение, в частности, приписывали нашей компании, не учитывая, что далеко не все фирмы способны эффективно работать в этом бизнесе. Сейчас на рынке много маленьких структур, которые лишь выдают заказчикам скопированные формы фумигационных сертификатов, не выполняя самих работ", - отметил топ-менеджер.

Впрочем, временное отсутствие лицензии Зрелого не пугает. По его словам, ныне "Пест Контрол" выполняет заказы госинспекции, а для этого разрешения не требуется. Наличие же документа, сказал он, позволит работать напрямую с держателями товара, минуя карантинное ведомство. По оценке менеджера, лицензии в этом году могут получить около десяти компаний - одна-две крупные, работающие в каждом порту, и две-три более мелкие.

"У заказчика будет выбор. Конечно, цены обвалятся, и часть клиентов от нас уйдет к другим фирмам, но самые крупные зерновые трейдеры продолжат работать с нами. Качество услуг дороже", - указал директор. По его словам, желание сэкономить на обеззараживании грузов приводит к проблемам - порою суда в иностранных портах стоят неделями, нанося убытки держателю товара.

А пока скупой платит дважды, свою лепту в дело очистки зерна от вредителей решило внести Минагрополитики. Ведомство занялось созданием Главного фумигационного отряда, руководить которым будет все та же Главная госинспекция по карантину растений. О функциях госпредприятия пока не сообщается. Зато свидетельство о регистрации, образцы печатей юридического лица и дислокация офиса уже отработаны. Зерновые жучки, конечно, страшная сила.

ОСАГО "для чайников"-2

Сергей ЛЯМЕЦ

журналист (специально для "Ведомостей")

До конца марта все владельцы автомобилей должны купить полис

С апреля ГАИ будет проверять наличие у водителей оригиналов договоров обязательного страхования ответственности. Чтобы не потерять деньги, важно правильно применять новый полис.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Конечно, идеальным вариантом было бы просто заплатить деньги, и не попадать в опасные ситуации. Если все же самое неприятное произошло, нужно придерживаться четкой последовательности действий.

Этап первый - вызвать ГАИ и проследить, чтобы та выдала протокол с голографической наклейкой, а также справку о наступлении ДТП с угловым штампом. Иногда милиция выдает ксерокопии справок, и многие страховщики их принимают, просто потом делают дополнительный запрос в ГАИ, а это чревато отсрочкой рассмотрения заявления.

Важно пресечь давление и недобросовестность представителей другой стороны или милиции. Так, часто ГАИ проповедует предвзятое отношение к держателям полисов, мол, застрахован - будешь виноват. Чтобы этого не случилось, нужно соблюсти все процедуры и проверить малейшие детали, не особо полагаясь на точность стражей порядка.

Обязательно нужно взять данные о полисах другой стороны (сторон) ДТП, а также предоставить им свои. Страховщики рекомендуют для этого держать при себе, кроме оригинала, несколько копий договора, чтобы можно было обмениваться ими, как визитками.

ГАИ в любом случае передают документы в суд, и тот выносит свое решение. Но оно абсолютно не касается отношений клиента со страховщиком, кроме случаев, когда закон признает владельца полиса виновником ДТП. Например, если клиент "въехал" намеренно, и это будет доказано судом, страховщик предъявит регрессный иск. Но в любом случае компания компенсирует ущерб, если признает, что этот случай из тех, по которым она обязана выплатить деньги, а уже потом разбирается по конкретным случаям. Административные взыскания, наложенные судом, автовладелец оплачивает сам.

Этап второй - одна из сторон ДТП (пострадавший или держатель полиса) в течение трех рабочих дней обращается в страховую компанию того, кто причинил ущерб. Если держатель не известил своего страховщика о ДТП за это время, тот может подать регрессный иск.

Чтобы уведомить, нужно дозвониться до компании (номер телефона есть на полисе) и узнать адрес для составления стандартного заявления на получение возмещения. Это не обязательно будет представительство того самого страховщика. Если компания не работает в данном регионе Украины, ее интересы обязательно представляет другая.

Третий этап - оценка лицензированным экспертом ущерба. Закон предусматривает детальные характеристики того, что следует считать таковым. В случаях ущерба здоровью и жизни существует сложная процедура определения суммы компенсации. Что касается имущества, некоторые компании рекомендуют вызывать представителя компании (аварийного комиссара) и оценщика (он же эксперт) сразу, однако это не обязательно.

"Эксперт может выехать либо на место ДТП, либо уже потом на осмотр имущества, и ему будет достаточно данных, указанных в выданных ГАИ документах. Поэтому очень важно, чтобы все сведения в них были максимально точными, а транспортное средство оставалось именно в том состоянии, в котором оно оказалось в результате ДТП", - подчеркнул Павел Лозневой из АСК "Вексель".

В целом же, компания должна направить эксперта в течение трех рабочих дней с момента подачи заявления. Если этого не происходит, потерпевший может воспользоваться услугами другого оценщика.

Этап четвертый - согласование суммы, указанной в заключении эксперта. Зачастую тот указывает заниженную величину ущерба. Происходит это как из-за недобросовестности оценщика, так и из-за специфических правил оценки. Например, случается, что машина старше двух лет, а детали для ремонта нужны новые, что приводит к завышению суммы компенсации. Часто вместо ремонта СТО предпочитают заменять компоненты. Кроме того, бывают деформации заметные и скрытые, а также те, которые уже были до ДТП.

Поэтому все нюансы нужно перепроверить и согласовать со страховщиком. Идеальным будет вариант, когда владелец, оценщик и мастер на СТО вместе осматривают повреждения и приходят к единой сумме возмещения. И лишь после этого начинается ремонт.

"Бывает, что автомобиль обслуживается исключительно у "своего" дилера (иначе он лишается гарантии), а тот намеренно завышает сумму по счету на 10-15%. Оценка же производится по AUDATEX'у, в котором стоимость запчастей немного завышена, а работ - существенно занижена. Получается, что сумма в заключении эксперта меньше, чем в счете СТО. Чтобы разницу не пришлось оплачивать из своего кармана, согласовывайте все со страховой компанией", - посоветовал Лозневой.

Безусловно, все сверки затягивают процесс, который обычно длится три-четыре дня, и именно на этапе оценки возникают наибольшие трения между компаниями и клиентами. Рецепт один - автовладельцам придется опытным путем решить, с кем иметь дело, а с кем нет.

Впрочем, сказанное выше справедливо для случаев, когда компании придется компенсировать большой ущерб. "Если сумма в счете СТО незначительная, страховщик вообще может не заказывать экспертизу, а согласиться на предложенные условия", - отметил представитель одной из столичных компаний.

И еще одно. Расходы по эвакуации до места стоянки или ремонта компания обязана оплатить, главное для держателя полиса - взять чек.

Этап пятый - оплата услуг по ремонту и получение возмещения от страховой компании. На это предусмотрен срок в 30 дней с момента предоставления всех документов, включая оценку суммы ущерба.

Бывает, что машина не подлежит восстановлению, или сделать ремонт стоит дороже, чем купить аналогичное транспортное средство. В таких случаях потерпевшему компенсируется разница между ценой машины до и после ДТП.

Если транспортное средство подлежит ремонту, часто страховая компания предпочитает оплачивать счет уже после починки. Между тем СТО обычно работает по предоплате. Поэтому оптимален вариант, когда владелец рассчитывается самостоятельно, а потом получает возмещение, за вычетом франшизы. В противном случае возможны трудности с перечислением страховщиком денег авансом в пользу СТО.

Можно избежать всех этих проблем, не пользуясь услугами техстанции, а сразу согласившись с суммой возмещения, предложенной страховщиком. Учитывая, что на выплату компенсации отводится месяц, иногда лучше потерять в деньгах, но быстрее сделать ремонт и сесть за руль, а не дожидаться соблюдения всех процедур, но ездить на автобусе.

ЧТО ПОТОМ

Когда будут выплачены суммы по всем лимитам, бывший держатель полиса обязан заключить новый договор. Но если выплаты составили меньше вашего максимального покрытия (25, 5+51 тыс. грн.), возможны такие варианты.

Один из них - когда страховщик один или несколько раз выплатил возмещение, но сумма компенсаций все еще не достигла максимального лимита. В таком случае договор продолжает действовать, но страховое покрытие предоставляется только в пределах оставшейся суммы. Условно, после выплат 8 тыс. грн. "по имуществу" и 14 тыс. грн. "по здоровью или жизни", страховщик будет гарантировать 17, 5 тыс. грн. по первой и 37 тыс. грн. по второй группе рисков.

Бывает, что, например, "по имуществу" предел ответственности полностью исчерпан, а "по здоровью" еще есть остаток. Тогда по первой группе страхового покрытия не будет вообще, но по второй оно останется. Однако эта ситуация чревата тем, что после нового ДТП держатель полиса должен будет весь материальный ущерб оплачивать из своего кармана, а страховщик лишь покроет убытки по восстановлению здоровья пострадавших или компенсации за их смерть.

Чтобы избежать проблем, считает Илья Фельдбарг из АСК "ИНГО Украина", в таком случае целесообразно перезаключить новый договор с полными лимитами.

Безусловно, с водителя, уже побывавшего в ДТП, возьмут большую сумму - потенциально он представляет повышенный риск на дороге. Однако никуда не денешься. С 2006 года уже всех владельцев транспортных средств поделят на группы риска и начнут с них брать больше или меньше, в зависимости от "опыта боевых действий". Назовут это системой "бонус-малус", но о ней "Ведомости" напишут несколько позже.

(Продолжение. Начало во вчерашнем номере)

Железные рекорды

Денис ЗАКИЯНОВ

"Ведомости"

В 2004 году мировое производство стали превысило миллиард тонн

Китайский фактор продолжает трансформировать рынок металла. В 2004 году происходил форсированный рост производства и цен на сталь, а 2005-й начался с мягкого охлаждения конъюнктуры.

Мировой рынок стали, как известно, держит в опасной зависимости экономику Украины. Отечественная металлургическая отрасль, являясь основным наполнителем национального бюджета, экспортирует около 80% производимой продукции. Нынешний подъем мирового металлургического сектора позитивно отражается на экономических показателях Украины, однако прогнозируемое охлаждение глобального рынка стали может дестабилизировать работу отечественной промышленности.

УСПЕХИ 2004 ГОДА

Согласно отчету Международного института чугуна и стали (IISI), в 2004 году мировое производство стали составило 1035, 5 млн. тонн, что на 8, 9% выше показателя 2003-го (950, 8 млн. тонн). Статистика показывает, что этот высокий рост достигнут в основном благодаря Китаю, который выплавил 272, 5 млн. тонн металла, что на 23, 2% выше уровня 2003-го. Эксперты отмечают, что без учета КНР увеличение глобального стального производства составило бы всего 4, 5%.

Приятно видеть, что в общем рейтинге стран-изготовителей металла Украина заняла почетное седьмое место. По данным IISI, в 2004-м наша страна выплавила 38, 74 млн. тонн стали, что на 4, 9% выше показателей предыдущего года. Отметим, что в 2003-м темпы роста производства в Украине составляли 7, 8%, однако впоследствии замедлились из-за перебоев с сырьевым обеспечением.

"В 2004 году металлурги недополучили 3, 35 млн. тонн железорудной продукции. Основные причины невыполнения баланса - несогласованная политика собственников горно-обогатительных и сталелитейных предприятий, несвоевременное заключение финансовых контрактов, а также острый дефицит грузовых вагонов", - сообщили "Ведомостям" в производственном отделе ПХО "Металлургпром".

Однако в денежном выражении рост показателей украинских сталеваров выглядит куда более значительно, чем в тоннах. По данным Госкомстата, в 2004 году объем реализованной продукции металлургии достиг 86, 7 млрд. грн., что в полтора раза превышает показатель 2003-го.

Рекордно высокие мировые цены на железную продукцию обеспечил растущий спрос со стороны Китая. В 2004 году объем потребления стали в этой стране, по данным Государственного центра информации КНР, увеличился на 13%, до 306 млн. тонн. Созданию дефицита на рынке металла способствовал также всеобщий рост мировой экономики, который, по подсчетам Мирового банка, в 2004-м достиг 5%, что стало тридцатилетним максимумом. В результате глобальный спрос на сталь в прошлом году вырос на 8%, до 950, 1 млн. тонн.

Опасаясь остаться без металла, потребители в первом квартале создали ажиотаж на рынке, что привело к резкому взлету мировых котировок. Так, в США горячекатаный прокат поднялся в цене почти вдвое - с 400 долл./т до 800 долл./т, в Европе - почти на 60% (до 630 долл./т). К сожалению, азиатский и ближневосточный рынки, на которых реализовывается основная часть украинской металлопродукции, выросли не так значительно. Стоимость горячекатаного листа в черноморских портах за год увеличилась на 30% - с 400долл./т до 520 долл./т.

Гораздо активнее дорожало украинское сырье. Так, с января по апрель экспортные цены кокса взлетели с 115 долл./т до 380 долл./т, но к концу года спустились до 230 долл./т. Одновременно стоимость вывозимого за рубеж железорудного концентрата поднялись с 25 долл./т до 45 долл./т, окатышей - с 35 долл./т до 80 долл./т.

Привлекательность "голодных" внешних рынков спровоцировала конфликт внутри украинского ГМК. В конце 2004 года ряд отечественных ГОКов принялся наращивать поставки железной руды на экспорт, обделяя национальные комбинаты ММК имени Ильича, "Запорож-сталь", Алчевский МК и ДМЗ имени Дзержинского. Вынужденные сокращать производство сталевары на протяжении последних месяцев лоббируют в Верховной Раде введение экспортных пошлин на руду и просят правительство провести реприватизацию ГОКов.

Примечательно также, что в 2004-м металлургическое сырье продолжало уходить на экспорт по более низким ценам, чем на внутреннем рынке. По свидетельству экспертов, регистрация на таможне заниженной котировки товара позволяет собственникам предприятий минимизировать налоги на прибыль.

ПРОГНОЗЫ НА 2005-й

Если 2004 год аналитики называют годом металла, то 2005-й заочно окрестили годом сырья. В настоящее время добывающая промышленность не может угнаться за темпами роста производства металлургических предприятий. Поэтому в ближайшие месяцы дефицит железной руды и кокса будет обостряться.

В 2005-м в разных странах будет введен в строй целый ряд новых сталелитейных цехов, общая мощность которых, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), составит 120 млн. тонн. Таким образом, теоретически мир сможет выплавить 1, 3 млрд. тонн стали, однако аналитики уверены, что не всем производителям хватит ресурсов.

Ожидается, что проблемы с сырьем как никогда остро встанут перед украинскими металлургами. Несмотря на то, что производство железорудной продукции в стране гораздо выше внутренних потребностей, в 2005 году дефицит ЖРС, по оценкам ПХО "Металлургпром", составит около 7, 6 млн. тонн, что может существенно подорвать надежды Минпромполитики на рост объемов производства в горно-металлургическом комплексе страны в этом году на уровне 4, 6%.

Несмотря на прогнозируемые трудности, Минэкономики уже выдало лицензии на экспорт из Украины 2, 1 млн. тонн железорудного концентрата, 6, 15 млн. тонн агломерата и 7, 5 млн. тонн окатышей. Утечке сырья из страны будут способствовать высокие мировые цены. Они же могут стать причиной сокращения импорта из России.

По оценкам Deutsche Bank, в 2005 году металлургическое сырье вследствие дефицита должно подорожать почти в 1, 5 раза. Эксперты считают, что стоимость коксующегося угля вырастет на 48%, до 82 долл./т, а руды - как минимум на 21%, до 35 долл./т.

Ведущие поставщики железорудного сырья уже начали "радовать" своих покупателей. На днях австралийская компания Rio Tinto шокировала японских клиентов, предложив им 50-процентное повышение цен, но еще дальше зашла бразильская CVRD, заявившая об удорожании своей продукции сразу на 90%. Тем временем российские производители коксующегося угля уже с 1 января наступившего года подняли цены на 60% к уровню 2004-го.

Логично предположить, что вслед за сырьем снова поползут вверх цены на чугун, сталь, прокат, трубы. Однако подобное развитие событий опасно для металлургов, так как может привести к перегреву рынка. Проблема в том, что темпы увеличения производства стали значительно опережают скорость роста потребительских потребностей. Поэтому уже через год-два на рынке появится избыток металла, для продажи которого производителям придется опускать цены.

Мировой спрос на сталь в 2005 году, по прогнозам IISI, увеличится лишь на 5%, до 997, 8 млн. тонн. Основной прирост опять обеспечит КНР, где потребление предположительно увеличится на 10, 7% до 338 млн. тонн. В то же время рост производства стали в этой стране превышает 20%, что уже сейчас вынуждает китайских экспортеров демпинговать по некоторым товарным позициям.

Поднебесная сейчас напоминает бомбу со взведенным часовым механизмом, взрыв которой обвалит рынок металлопродукции. По оценкам британской консалтинговой фирмы Meps, в 2003 году Китай экспортировал 9 млн. тонн стали, а уже в 2004-м - около 15 млн. тонн. Прогнозы насчет того, как долго мировой спрос сможет гасить эту экспансию дешевого металла, очень противоречивы. Так, крупнейший металлург Лакшми Миттал говорит, что в 2005 году плохих новостей не предвидится, однако аналитики Meps заявляют о возможном резком спаде цен уже во второй половине 2005-го.