Перейти к основному содержанию

Главная      ДЕЛОВЫЕ ВЕДОМОСТИ

ДЕЛОВЫЕ ВЕДОМОСТИ

Мода на дефицит

Сергей ЛЯМЕЦ

журналист (специально для "Ведомостей")

Амбиции депутатов при разделе денег государства грозят инфляцией

США из казны стимулируют стагнирующую экономику, страны зоны евро "тянут" избыточный социальный сектор. Украине ни то, ни другое не нужно, а дефицит госбюджета грозит лишь инфляцией.

"Еще десятилетие назад международные эксперты раскритиковали бы каждого, кто был бы против идеи бездефицитного бюджета. Сегодня ситуация изменилась в корне. Иметь дефицит бюджета модно", - сказал "Ведомостям" один из лучших украинских макроэкономистов в неформальной беседе.

И, похоже, этот тезис на 100% сбывается в отношении Украины. Отечественные власти явно берут пример с западных держав, которые ради стимулирования стагнирующей экономики наращивают государственные расходы. Однако наши соотечественники и их западные консультанты упускают из виду, что странам Запада дефицит необходим, Украина же может без него обойтись.

США и Европа своими действиями возрождают экономику образца 1930-х годов, когда умами владело учение Джона Кейнса. В нем говорилось, что спады в развитии хозяйства страны, неизбежные при рыночной форме хозяйствования, следует компенсировать усилением вмешательства госсектора. Именно благодаря увеличению расходов властей США выбрались из Великой Депрессии.

Сегодня, похоже, те же мысли, только "обросшие" новыми экономическими предрассудками из арсенала монетаристов, вновь стали доминировать. Штаты с приходом к власти Джорджа

Буша-младшего, "раздув" расходы федерального бюджета, уже третий год подряд стимулируют высокотехнологический сектор, который оказался на грани краха после скандального 2001 года.

Страны зоны евро, в частности, Германия, не могут избежать дефицита бюджета по иной причине - расширенные социальные программы не позволяют сбалансировать доходы и расходы казны государств-членов. Европейцы никак не хотят жить по средствам, а чтобы заставить их делать это, нет политической воли. Давят на экономики зоны евро и добровольные ограничения, принятые странами для недопущения инфляции. Они не должны допустить превышения расходов бюджетов над доходами более чем на 3% годового ВВП страны, установленные европейским Пактом стабильности и роста. Получается замкнутый круг: та же Германия рада была бы простимулировать экономику большими инвестициями государства, но для этого, чтобы не нарушать трехпроцентный барьер, необходимо "сбросить" груз социальных выплат.

Того и гляди, скоро к этим двум регионам присоединится Россия, экономика которой еще прошлой осенью замерла, несмотря на рост цен на нефть. Это говорит о том, что неэнергетические сектора просто не развиваются, хотя явных экономических причин для этого нет. Как указывают сами российские аналитики, проблема кроется в нездоровом политическом климате, который не способствует развитию рыночной экономики. Президент РФ Владимир Путин со своим приходом начал формирование хозяйства, плотно "завязанного" на госсектор, отказавшись от либеральной модели "дикого" капитализма. Сегодня Россия на середине пути: многие рыночные механизмы разрушены, а новые, государственно-капиталистические, еще не заработали.

Один из весомых факторов дальнейшего продвижения экономики РФ - рост инвестиций государства. Средства для этого сегодня есть - бюджет РФ формально профицитен за счет того, что не всем распорядителям, которые имеют право получить средства, реально удается добраться к ним. Эти деньги поступают в стабилизационный фонд, иначе говоря - лежат мертвым грузом. Безусловно, их можно направить на погашение внешних долгов страны, раздать пенсионерам в качестве компенсации за отмену льгот на проезд или инвестировать в экономику путем размещения госзаказов. Первое, по канонам современной политики, крайне "немодно". Второе - приведет к стимулированию экономики через потребительский спрос, что будет невредно в условиях начавшейся стагнации, однако чревато инфляцией.

Третий вариант, в отличие от предыдущего, имеет более долгосрочный эффект и в меньшей степени грозит ростом цен, потому что деньги медленнее "прокачиваются" через экономику. Со временем увеличение социальных расходов способно превратить Россию в подобие европейских стран, а наращивание госинвестирования сделает ее экономику похожей на нынешнюю американскую.

Попробуем определить модель украинской "дефицитной" экономики. Очевидно, она будет именно такой и в 2005 году. Ближайшие сподвижники нового Президента страны не раз обещали кардинальные изменения в бюджете. Пока что известно лишь одно: желание главы бюджетного комитета Верховной Рады Петра Порошенко "заткнуть" дыру в казне размером 10-12 млрд. грн. за счет доплат собственниками "несправедливо" приватизированного госимущества. Вряд ли это получится сделать с той же легкостью, с какой сказано.

А пока что все три варианта госбюджета-2005 верстались с дефицитом, причем с 4, 97 млрд. грн. в первой, сентябрьской, версии он увеличился до 11 млрд. грн. во второй, оставшись на этой отметке в последней, подписанной Леонидом Кучмой. И к этой явной "недостаче", которую пока что планируется "перекрыть" заимствованиями, следует добавить "дыру" в доходной части, равную примерно 7 млрд. грн., - налог на прибыль, взысканный ГНАУ авансом в декабре 2004-го. А ведь на эти средства Минфин формально надеется при выполнении бюджета-2005.

"Дефицитный" бюджет Украины напоминает причудливую смесь американской и европейской моделей.Однако, в отличие от прототипов, отечественная казна не служит социальным целям или политике стимулирования экономики через госзаказ. Она вообще не служит ничему логически понятному. Казна-2005, как и предыдущие, является результатом борьбы депутатов Верховной Рады за свои доли в расходах. Каждый постарался пролоббировать увеличение поступлений в "родственную" отрасль, а в канун выборов не забыли и о бюджетниках. Вот и получается, что доходная часть финплана всякий раз "недотягивает" до амбиций парламентариев.

Меньше всего депутаты спрашивают себя, нужен ли Украине дефицит бюджета. Очевидно, они это не делают намеренно, потому что ответ очевиден: нет. Экономика страны развивается и без стимулирования державой. И пусть реальный (без учета роста цен) ВВП в 2004-м вырос не на 12%, которые "накапали" за счет занижения инфляции и неизбежного в таком случае завышения объемов совокупного производства, все же рост налицо. В дополнительном стимулировании экономика не нуждается ни через расходы населения, ни через госзаказ.

Зато столь высокие темпы увеличения ВВП таят опасность инфляции, а дефицит бюджета лишь усиливает ее. Самое время перестать следовать моде на "дыру" в казне, чтобы сохранить ценовую стабильность. И если уже невозможно отказаться от огромных выплат бюджетникам, то хотя бы умерить пыл лоббистов отраслей, которые якобы нуждаются в поддержке государства.

Для этих проблемных направлений Президент и правительство могут сделать гораздо большее, чем дать денег, - провести реформы и снизить степень вмешательства государства в экономику. Если будут созданы условия для работы, а чиновники не станут мешать, отрасли сами "поднимутся", и это будет рост здоровый, а не основанный на пилюлях из госбюджета, которые, так уж сложилось во всем мире, получают "слабые" неконкурентоспособные предприятия. Совсем как в жизни - можно подарить нищему деньги и усугубить его бедствия, а можно научить зарабатывать, и тем самым дать шанс на лучшую жизнь. И заодно сберечь деньги государства.

ОСАГО для "чайников"

Сергей ЛЯМЕЦ

журналист (специально для "Ведомостей")

К апрелю все владельцы автомобилей должны купить полисы

Продолжаем исследование "подводных камней" недавно введенного в действие закона об обязательном автостраховании. Какие сюрпризы ожидают автовладельцев?

ВЕРНОЕ СЧАСТЬЕ

Полное название ОСАГО, или "автогражданки" - "обязательное страхование гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств". Суть его такова: заключается договор страхования, за который платится небольшая сумма, а в случае ДТП страховщик выплачивает за держателя гораздо большую сумму возмещения. Если же ДТП не происходит, компания оставляет деньги себе как честно заработанные.

Договоры "автогражданки" бывают двух видов - "внешние" (при выезде из Украины, они уже давно обязательны - иначе не выпустят из страны) и внутренние (в ее пределах). Речь пойдет о вторых.

Можно рассуждать о необходимости финансовой услуги, но важно другое: с ней придется познакомиться каждому автовладельцу, будь он обычным человеком или компанией, владеющей парком машин. Слово "обязательное" подразумевает, что с апреля этого года представители ГАИ будут проверять у водителей служебных и личных машин наличие этого договора страхования также, как водительских прав и техпаспорта. Если полиса не окажется, начнут штрафовать, по заявлениям работников ГАИ, на 17 грн. И такие санкции, заверяют они, могут применять хоть каждый день - до предьявления "автогражданки", т.е. полиса

У автовладельцев, естественно, будет выбор. Учитывая, что ГАИ останавливает законопослушного водителя 5-6 раз в год, тот может отделаться всего лишь внесением "единого налога" стражам порядка в каждом случае, что, возможно, выгоднее покупки полиса ОСАГО. А на законных основаниях смогут не платить те, кто своим транспортным средством владеет, но не пользуется, при условии, что оно снято с учета. Есть и "пограничный" вариант - в селах бывшего СССР массово ездят незарегистрированные мотоциклы. Безусловно, это незаконно, но тоже выход: нет документа - нет и "железного коня".

Скептики помнят, что формально "автогражданка" была введена еще в 2001 году изменениями к Закону "О страховании", но тогда многое "не срослось": водители, как водится, сэкономили, работникам ГАИ не дали приказа проверять полисы. А им того и нужно, ведь поводов штрафовать и без того достаточно, зато "автогражданка" сулит огромный прирост в оформлении ДТП - вместо того, чтобы договариваться между собой, водители документируют каждую царапину. Однако теперь все будет серьезно - слишком много денег потратили страховые компании на лоббирование непопулярного нововведения.

Пока что страховщики проходят процедуры получения лицензий, а госорганы и Моторно-транспортное страховое бюро (МТСБУ - добровольное объединение, в котором обязательно состоят все компании, занимающиеся "автогражданкой") "шлифуют" документы. Но с апреля, когда все будет готово, ГАИ начнет поголовные проверки. К тому времени уже нужно будет приобрести полисы ОСАГО и знать, для чего они нужны.

ЛЮБИТЬ ОТДАВАТЬ

Если алгоритм получения возмещения максимально сложен, то схема покупки полисов предельно проста.

Желание автовладельца потратить деньги заменили обязательностью ОСАГО. Поэтому выбор страховой компании придется осуществлять наугад, потому что государство в лице Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг мало того что контролирует их работу поверхностно, так еще и допустило к ОСАГО и "здоровых", и "больных". Финансово, разумеется. Уже получил лицензии на право работы 21 страховщик. Теоретически же, "автогражданкой" займутся до 106 компаний (столько сегодня участвует в МТСБУ), из которых "взрывоопасных" - двенадцать.

Теоретически, если такая компания "ляжет" через два месяца, клиенту выплатит возмещение уже упомянутое МТСБУ за счет одного из фондов - страховых гарантий (по случаям за рубежом) и защиты потерпевших (в Украине). Однако, хватит ли у бюро денег - интригующий вопрос. Орган существует и работает за счет отчислений страховых компаний, а те постарались свести их к минимуму.

И все же, опасность для покупателей полисов исходит не только и не столько от двенадцати нарушителей. Госфинуслуг приняла массу строгих ограничений касательно ответственности страховщиков за различные крупные и мелкие проделки, но забыла отрегулировать самую важную сторону "автогражданки" - процедуру выплаты возмещения. Финансовой компании грозит отзыв лицензии за отказ клиентам в заключении договора, но ничто не мешает препятствовать им в выплате денег или сильно занизить сумму возмещения.

Поэтому рекомендуется покупать полис у той страховой компании, надежность и порядочность которой проверена лично или знакомыми. Илья Фельдберг, специалист управления по работе с физлицами АСК "ИНГО Украина", подсказал, что разумно при "отсеве" страховщиков сравнить объемы выплат с суммами полученных платежей. Иными словами, если потоки на "выходе" составляют 0, 37-0, 5% от тех, что на "входе", компания сравнительно порядочная.

Если ничем подобным заниматься не хочется, подойдет выбор по цвету символики или красоте офиса.

Уже в компании расскажут, сколько придется заплатить за транспортное средство (ТС). Зависит все от типа техники (авто, мотоцикл, автобус, грузовик или прицеп) и его габаритов, места проживания владельца, его стажа и "боевого" опыта (в этом году считается, что все ездили без ДТП). А еще - от вида договора, который может быть одним из трех: на указанное ТС плюс любого водителя (I тип), на любое ТС плюс указанного водителя (II тип) или на указанное ТС плюс указанного (указанных) водителя (водителей) (III тип).

Разобраться во всем этом, при желании, можно, вооружившись законодательством. А для ленивых все суммы уже рассчитала Госфинуслуг. Вряд ли обрадуются киевляне - владельцы больших автобусов, им придется заплатить 3, 1 тыс. грн. Водителю "Запорожца" в Жмеринке полегче - он потратит 248 грн. За завышение платежа комиссия отберет у страховщика лицензию, поэтому если он и ошибется, то, скорее, только в сторону занижения сбора. Кроме того, полис покупается на любой срок от 15-ти дней до года, и можно сэкономить, если сразу нет всей суммы. Соблюдена социальная справедливость - пенсионерам и инвалидам предоставлены скидки.

Выяснить, во сколько обойдется полис, можно по телефону - недостатка в номерах компаний, получивших лицензию на ОСАГО, наверняка не будет. Тем, кто имеет доступ в Интернет, еще легче: многие страховщики на своих сайтах сделают специальные калькуляторы, в которых, указав параметры своего "железного коня", можно будет увидеть тариф. Нужно сказать, что те автовладельцы, которые уже купили полис добровольной "автогражданки", все равно обязаны будут приобрести ОСАГО-вский, потому что это разные виды страхования.

Учитывая наплыв клиентов, процедура заключения договора максимально упрощена. Он будет оформлен стандартным бланком со специальными средствами защиты, в который будут внесены необходимые детали. "Процесс заключения договора занимает семь-десять минут", - заверил начальник отдела урегулирования убытков АСК "Вексель" Павел Лозневой.

Оплатить полис также будет легко. Страховщики принимают деньги через сберкассу, с расчетного счета (что важно для пред-приятий), с карточки и просто наличными. Купив полис, придется возить с собой его оригинал. В случае потери, на первый раз закон гарантирует получение бесплатного дубликата. Потом придется платить.

ГАРАНТИИ

Если держатель полиса во время ДТП нанесет ущерб чьему-то имуществу (не обязательно машине, например, забору) или здоровью, а, возможно, и жизни, страховая компания компенсирует его в пределах максимального лимита. По закону, этот предел установлен в размере 25, 5 тыс. грн. по имуществу и 51 тыс. грн. - по здоровью и жизни на каждого потерпевшего. Это значит, что если вы врезались сразу в три машины, то за каждую из них пострадавшая сторона может получить по 25, 5 тыс. грн.

Однако "въехав" в дорогой автомобиль, владелец полиса должен будет выплатить все, что выше 25, 5 тыс. грн., из своего кармана. Впрочем, из этой ситуации есть выход - купить дополнительный, уже добровольный полис "автогражданки" с иным покрытием, и оно будет добавляться к сумме по обязательному договору.

Но и в рамках лимитов не все расходы берет на себя компания. Из суммы возмещения ущерба имущества вычитается так называемая франшиза - сумма денег, которую страховщик не возмещает по договору. По закону, она не может быть больше 2% лимита ответственности в 25, 5 тыс. грн. Опыт показывает, что страховщики часто берут ее по максимуму, поэтому нужно приготовиться к тому, что 510 грн. потерпевшему должен будет выплатить сам владелец полиса. Тайный смысл франшизы в том, чтобы сделать водителя осторожнее, хотя это работает не всегда. Важно, что при возмещении ущерба здоровью или жизни франшиза не применяется.

Существуют еще несколько "подводных камней". Например, страховка не выплачивается, если владелец полиса неправильно укажет детали происшествия в заявлении на возмещение ущерба. Потерю "товарного вида" в результате ДТП тоже не компенсируют, в отличие от добровольной "автогражданки". Кроме того, компания выплатит не больше 5% морального ущерба пострадавшему от суммы в 51 тыс. грн., остальное владелец полиса обязан возместить за свой счет.

Если же вы совершили ДТП намеренно, находясь при этом в состоянии опьянения, намеренно покинули место происшествия, не имели прав или ваше транспортное средство оказалось технически неисправным, страховая компания обязательно выставит вам так называемый регрессный иск. Иными словами, все, что будет выплачено по полису, потом взыщут с владельца договора. Если у автовладельца полиса нет, тоже нужно готовиться к регрессу - его обязательно предъявит МТСБУ, которое выплатит ущерб пострадавшему из своих средств.

Все эти нормы очень "скользкие", и нужно быть готовым к тому, что страховая компания ими воспользуется. Особенно это касается такого пункта, как необходимость в течение трех дней уведомить ее о происшествии. Причем, письменно. Если этого не сделать, компания также имеет право предъявить регрессный иск.

Иными словами, полис ОСАГО гарантирует не такие уж и большие суммы покрытия. Скорее, он рассчитан на столкновение двух "Жигулей", но уж никак не покрывает ущерба от серьезной аварии, а тем более повреждения дорогого авто. А чтобы не пострадать финансово от исков страховщика, нужно еще и четко знать все свои права и обязанности.

Рога и копыта

Иван КОВАЛЬ

"Ведомости"

Поголовье скота в стране сокращается

Усилия чиновников по сдерживанию многолетнего развала животноводства пока безуспешны. Ситуацию может улучшить рост влияния парламентского аграрного лобби.

В отличие от растениеводства, радующего граждан рекордными урожаями, разведение скота в последние годы находится в загоне, причем во всех смыслах. Более того, как следует из сводок Госкомстата, ситуация в подотрасли с каждым месяцем заметно ухудшается.

Так, если в октябре количество скота уменьшилось на 1, 6%, или на 123 тыс. голов, в ноябре - на 2, 2%, или на 167 тыс., то в декабре - уже на 3, 2%, или на 240 тыс. голов, до 7 158 тыс.

Ощущение безысходности усиливается еще и тем, что "минусы" показывают хозяйства всех форм: в бывших колхозах показатель убавился на 2, 5%, или на 69, 4 тыс. голов, в крестьянских подворьях - на 3, 7%, или на 170, 4 тыс. голов. Поголовье главных сельских кормилиц - коров - за последний месяц минувшего года сократилось на 2, 3%, или на 97, 4 тыс. голов, составив на 1 января 4 060, 8 тыс. шт.

Уныло смотрят со сводных таблиц и данные за двенадцать месяцев. По сравнению с 1 января 2004 года коровники страны опустели на 7, 2%, или на 553, 9 тыс. голов. Сохранение нынешней ниспадающей динамики, говорят эксперты, грозит полной ликвидацией украинского животноводства.

Подобная участь, похоже, "светит" не только дойному стаду, но и свиньям. Если в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем их число сократилось на 1%, или на 62 тыс. голов, до 7 128 тыс., то в декабре - уже на 6, 8%, или на 488 тыс., остановившись 1 января 2005-го на отметке в 6 640 тыс. голов.

И хотя в определенной степени это объясняется сезонным фактором - именно на Рождество в селах принято запасаться свежим мясом, тем не менее, это похоже на катастрофу.

Крен отрицательной тенденции, в отличие от прошлых лет, ныне сдвинут в сторону селянских подворий: количество свиней здесь за месяц упало на 8, 7%, или 433, 1 тыс. голов, по сравнению с ноябрем до 4 542, 6 тыс. Колхозный минус несколько "короче" - 2, 6%, спад на 55 тыс. голов, до 2 097, 4 тыс.

Приверженцам общественной формы ведения сельского хозяйства эксперты не советуют радоваться - скорее, это говорит не о стабилизации поголовья, а о его критическом состоянии. Иными словами, в КСП вырезают меньше, потому что уже нечего вырезать. Годовая "лавина" выглядит так: количество животных снизилось на 9, 3%, или 681, 5 тыс. В специализированных предприятиях - на 7, 7%, или 175, 3 тыс., в личных хозяйствах - на 10%, или 506, 2 тыс. голов.

Ухудшается состояние дел и в птицеводстве - единственном секторе животноводства, показывающем в последние годы рост производства. Объяснялось это меньшими затратами по сравнению с выращиванием скота и более быстрым возвратом инвестиций. Теперь все по-другому: за ноябрь количество птицы упало на 4, 6%, или 7, 9 млн. голов, до 165, 2 млн., а за декабрь - уже на 6, 8%, или 11, 2 млн., до 154 млн. голов.

Кто виноват, и что делать? Вряд ли стоит концентрировать внимание на первой части этого традиционного славянского вопроса. Относительно второй у отечественных чиновников есть некоторые ответы. Хотя правительственные менеджеры "устами" прогноза Минэкономики и признали невозможность быстрого исправления ситуации в отечественном животноводстве из-за длительности выращивания скота, высокого уровня его заболеваемости и недостатка кормов, некий план спасения коров таки написали.

Утвержденная Кабмином концепция пятилетней программы по развитию животноводства предусматривает два этапа. Ожидается, что в 2005 и 2006 годах селяне стабилизируют численность поголовья, а до 2010-го - увеличат выпуск продуктов в объемах, обеспечивающих минимальные нормы потребления.

Мечтательные авторы документа рассчитывают, что его исполнение позволит довести численность крупного рогатого скота в Украине до 10 млн. голов, в том числе 5 млн. коров. Бывшие колхозы и личные подворья заведут 11 млн. свиней, почти 3 млн. овец и коз, более 180 млн. голов птицы и 750 тыс. коней.

При этом ежегодно крестьяне будут выдавать "на-гора" 2, 5 млн. тонн мяса, 20 млн. тонн молока и 13, 5 млрд. штук яиц, что больше в сравнении с 2003-м соответственно на 45, 46 и 18%. А это, в свою очередь, позволит довести ежегодное потребление мяса в расчете на душу населения до 50 кг, молока - до 315 кг, яиц - до 252 штук при минимальной потребности этих продуктов в 52 кг, 341 кг и 230 штук.

Создание изобилия потребует денег - для выполнения программы, по подсчетам Кабмина нужно 15 млрд. грн., или по 2, 5 млрд. грн. ежегодно. Тем временем на нужды агропромышленного комплекса в 2005 году бюджет выделяет 4 886 млн. грн., в том числе на развитие животноводства и растениеводства - 619, 5 млн. грн. Даже если потратить всю эту сумму только "на скот", сравнивать "план" и "факт" крайне неприлично. Впрочем, авторы перспективной программы не теряются. Кроме планируемых бюджетных денег, говорят они, есть и другие источники - займы и инвестиции.

Остановить отрицательную динамику в животноводстве, по мнению аналитиков, могло бы озвученное минувшей осенью предложение руководства МинАП о дотировании перерабатывающих предприятий, а людей, выращивающих скот - по 100 грн. в год на корову. Правда, такая любовь к буренкам обошлась бы казне в 400 млн. грн., а это почти все деньги, выделяемые на подотрасль.

Впрочем - чем депутат не шутит? Как известно, в воздухе витает идея поствыборной коррекции финансового плана страны, и происходит это на фоне роста влиятельности в парламенте аграрного лобби. Значит, кому-то обязательно повезет.

Кто платит меньше

Сергей КРУГЛИК

начальник экономического управления МИД Украины

Максим АРСЛАНОВ

"ВЕДОМОСТИ"

Сбор податей в ЕС обладает множеством тонкостей

Экономисты полагают, что фискальная система Люксембурга - одна из самых "щадящих" в Европе. Низкие налоговые ставки привлекают бизнесменов.

В 2001 году Люксембург провел реформу, которая позволила значительно снизить налоговое бремя. Начиная с января 2002-го, ставка обложения юридических лиц закрепилась на значении 30, 38% и занимает в регионе второе место после Ирландии. В то же время граждане обязаны отчислять в казну 38, 95% своих доходов, и это самый низкий показатель в Европе.

Фискальная система государства обладает множеством тонкостей. Налоги здесь, как, впрочем, и в других странах, классифицируются на две большие группы - прямые и косвенные. К первым относятся отчисления в казну из доходов физических лиц, обложение прибыли коллективов, взимание ставки на имущество и коммерческий налог. Львиную долю во второй категории занимают разновидности НДС, за которыми следуют акцизные и таможенные сборы.

Налог на доходы физических лиц взимается с граждан Люксембурга и нерезидентов, занятых на территории страны. Плательщики здесь делятся на три категории - 1, 1а и 2. К 1а классу относятся вдовцы и вдовы, люди, которые получают госпомощь на содержание детей, а также подданные, исправно отчисляющие в бюджет в течение 64 лет. Вторая категория состоит из семейных пар, а также лиц, которые овдовели или развелись на протяжении трех лет до года подачи декларации. Все остальные попадают в первый класс.

В Люксембурге существует определенная ставка необлагаемого минимума. Так, если чистый годовой доход плательщика 1-го класса не превышает 9, 75 тыс. евро, то с него не взимается никаких налогов. Что же касается категорий 1а и 2, то здесь цифра несоизмеримо выше - 19, 5 тыс. евро. В любом другом случае граждане обязаны безоговорочно выполнять свои фискальные обязательства перед государством.

Обложение юридических лиц мало чем отличается от сбора податей с населения. С частных предприятий взимается так называемый коллективный налог. Причем эти средства отчисляют в бюджет как резиденты, так и нерезиденты, действующие на территории Люксембурга. Ставка же напрямую зависит от оборотов компании. Так, если годовой доход фирмы не превышает 10 тыс. евро, то ее руководство обязано выплатить в бюджет 20% своей прибыли. Коллективы, которые ежегодно зарабатывают 10-15 тыс. евро, вынуждены расставаться с куда большей суммой - 26% поступлений плюс 2 тыс. евро. Если же бизнес приносит владельцам свыше 15 тыс. евро в год, то власти взимают с них 22% выручки.

Законы Люксембурга предусматривают и налог на имущество. Причем этот вид обязательства применяется к собственности граждан государства на его территории и за его пределами. Ставка взимается с бизнесмена, который инвестирует капитал в предприятие. Если же речь идет об акционерной компании, то здесь каждый держатель активов обязан отчислять в казну сумму, пропорциональную его доле в уставном фонде.Налог на имущество касается и недвижимости. Годовая ставка равна 5% от стоимости объекта. В то же время есть некоторые виды собственности, которые не несут налогового бремени, например, домашние вещи или же авторские права на произведения искусства. Супружеские пары, которые подадут общую декларацию, имеют шанс на скидку в размере 5 тыс. евро. Более того, рождение каждого ребенка снижает фискальную ответственность семей еще на 2, 5 тыс. евро.

Наиболее интересным пунктом в фискальном законодательстве Люксембурга можно смело назвать раздел о НДС. Если во Франции есть три его разновидности, то здесь налог делится аж на четыре. Первая базовая ставка составляет 15% и применяется ко многим коммерческим операциям. Вторая - сокращенная - касается лишь поставок и импорта электроэнергии, газа или растений, в этом случае цифра намного меньше - 6%. Третья - суперсокращенная - 3%. Она затрагивает преимущественно закупки продуктов питания, медицинских препаратов, книг, воды, грузовых и пассажирских перевозок. И, наконец, последняя - средняя - составляет 12%. Этот налог взимается при поставках вин (до 13 градусов), бензина, моющих средств, табака, туруслуг, подаче горячей и холодной воды.

И хотя по европейским меркам налоговая система Люксембурга считается одной из самых щадящих в Европе, для освоения этой нелегкой науки законопослушному гражданину приходится прилагать немало усилий.