Кони на переправе
По какому пути будет развиваться рынок обязательного автострахования в России - по немецкому или французскому?
В прессе продолжается обсуждение первых итогов действия закона об ОСАГО. Не только критики "автогражданки" , но и ее защитники признают: над законом еще нужно работать и работать.
- Это нормальный процесс, - считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. - Во всем мире страховое законодательство дорабатывается и совершенствуется по мере того, как практика выявляет какие-то проблемы или новые перспективы.
По словам господина Батуркина, первый год действия ОСАГО в России помог "подтянуть" правовую культуру населения. Если год назад, покупая полис "автогражданки" , наш человек плохо себе представлял, что именно он страхует и как надо действовать в случае ДТП, то сегодня для многих автовладельцев тут уже нет вопросов. Вопросы есть по тем моментам, которые слабо прописаны или вовсе не отражены в законе - должна ли компания компенсировать не только ремонт, но и утрату товарной стоимости нового автомобиля, как быть с возмещением ущерба, когда виновник аварии не вписан в страховой полис и так далее. Таких моментов немало.
- Российский союз автостраховщиков направил в Госдуму ряд поправок в закон об ОСАГО, - говорит Андрей Батуркин. - В ряде случаев мы подробнее "прописываем" недостаточно ясные моменты закона в методических рекомендациях, которые союз автостраховщиков разрабатывает для страховых компаний.
При этом заместитель исполнительного директора РСА считает, что во многих случаях жизнь сама расставляет все по местам:
- Конфликтов в отношениях автовладельцев и компаний становится меньше по мере того, как нарабатывается судебная практика. Если заранее, по прецедентам, известно, какое решение примет суд, то уже никто, ни гражданин, ни компания не пойдет судиться просто "из вредности" или чтобы протянуть время. Потому что судебные издержки лягут на проигравшего.
Один из самых непростых вопросов - почему закон об ОСАГО составлен таким образом, что пострадавший в аварии должен обращаться не к "своему" страховщику, а к страховщику виновника ДТП. Минусы очевидны: платишь деньги одной конторе, а занимается твоими проблемами совсем другая, никак не заинтересованная в твоем к ней добром отношении. Эта "кривизна" закона вызывает сильнейшие подозрения у автовладельцев, многие из них прямо говорят о том, что он пролоббирован страховыми компаниями. Но, по словам Андрея Батуркина, страховщикам от такого положения дел тоже мало радости:
- Серьезная компания заинтересована в том, чтобы клиент смог оценить качество ее услуг по ОСАГО и страховал здесь же свое имущество, жизнь и так далее. Поэтому ей было бы выгоднее самой заниматься его проблемами, чтобы показать себя.
Но кто же тогда придумал такой фортель в законе?
- Это не фортель, - говорит замдиректора РСА. - Вот в Германии, например, пострадавший в аварии тоже идет не к своему страховщику, а в компанию виновного. Так же работают законы об ОСАГО в Швейцарии и скандинавских странах. Хотя раньше у них действовала та самая замечательная схема, о которой мы говорили: обращаешься в свою компанию, она тебе выплачивает компенсацию и дальше сама разбирается с компанией виновника аварии. Но жизнь показала, что "своя" компании, чтобы понравиться клиенту, всегда платит ему по самому максимуму. А потом, когда предъявляют на ту же сумму регрессный иск компании виновника, начинаются конфликты. И в конце концов эта схема не прижилась. А вот во Франции и Италии уже много лет она работает достаточно успешно.
Андрей Батуркин говорит, что среди российских специалистов есть разные мнения относительно того, какую модель выбрать в дальнейшем для развития автострахового рынка нашей страны - немецкую или французскую. И та, и другая позиция достаточно хорошо аргументирована. Пока возобладал "немецкий" вариант. "Но в перспективе, - считает Андрей Николаевич, - возможно, мы все-таки придем к "французскому" , более удобному для клиента".