Гарантия для... третьего лица
"Дорогая редакция!
С 1 января нынешнего года в силу вступил новый закон, вводящий обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Не могли бы вы подробнее рассказать о нем, дать по возможности понятную схему расчета страховки, предоставляются ли кому-то какие-нибудь льготы. С 1 апреля уже обещают штрафы, а мы ничего не знаем о законе.
С уважением А. ДЫБРИН.
г. Новоазовск".
Самый простой процесс урегулирования конфликтов
Этот Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" был принят Верховной Радой еще в июле прошлого года.
С 1 января 2005 года страховой полис в Украине должен быть оформлен на каждое зарегистрированное транспортное средство.
Как известно, и до того, начиная с 1997 года, в соответствии с Законом Украины "О страховании" велась работа по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. В чем особенности принятого закона и каковы основные параметры этого страхования? С этими и другими вопросами мы обратились к заместителю председателя правления ОАО "Страховая компания "Орадон" А. Н. Задорожному.
- Прежде всего, - сказал Анатолий Николаевич, - надо иметь в виду, что страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев - это не страхование самого автотранспорта (для этого существует отдельный вид страховых услуг) и даже не самого его владельца. В первую очередь это самый простой и менее затратный по времени для автовладельца, виновного в дорожно-транспортном происшествии, процесс урегулирования конфликтов с пострадавшими. В случае дорожно-транспортного происшествия автовладелец снимает с себя финансовую ответственность за ущерб, нанесенный имуществу, здоровью и жизни третьих лиц, в пределах страховой суммы, указанной в страховом полисе.
Введение обязательного страхования ответственности гарантирует пострадавшему в ДТП компенсацию затрат на ремонт имущества и лечение. То есть все расходы берет на себя страховая компания.
- Учитывая количество автомобилей, которое с неимоверной быстротой растет на наших дорогах, не всегда квалифицированное умение их владельцев управлять машиной, да и просто оставляющую желать лучшего дисциплину многих автовладельцев на дорогах, эта мера может показаться вынужденной?
- В определенной мере да, конечно, учитывая все перечисленное вами, а также то, что за год на дорогах Украины происходит (фиксируется) до 40 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибает в среднем до шести тысяч человек (только за три года эти людские потери равняются тем, которые понес весь Советский Союз в войне в Афганистане!), то необходимость в таком законе уже назрела. К тому же общеизвестно, что при пересечении границы при поездке, скажем, в европейские государства, автомобиль, владелец которого не имеет такого страхового полиса, так называемой "зеленой карты" , просто не пустят в страну.
Да и вообще, садясь за руль, любой автомобилист становится владельцем средства повышенной опасности и может нанести вред чьему-то имуществу, здоровью, а то и вовсе лишить жизни. Вот страхование гражданско-правовой ответственности и вводится на такой непредвиденный случай. Ведь если в ДТП, в нанесении ущерба третьему лицу не будет вины автовладельца, скажем, пьяный сам бросился под колеса или пешеход грубо нарушил правила перехода, то и платить этому третьему лицу, пусть он и пострадавший, никто не будет. А если есть вина того, кто за рулем, то страховая компания берет на себя компенсацию убытков пострадавшего, нанесенных ему, его жизни и здоровью или его имуществу.
- То есть это можно рассматривать как своеобразную гарантию для третьего лица в случае ДТП?
- Безусловно. И в то же время гарантию того, что если автовладелец имеет такой страховой полис, то ему не придется раскошеливаться самому в случае ДТП, виной которого он стал.
Сейчас "потолок" снят
- Какие же суммы страхового возмещения ущерба, нанесенного третьим лицам, предусматриваются по новому закону?
- При нанесении ущерба имуществу пострадавших обязательный лимит ответственности установлен в 25 тысяч гривен. Это может быть имущество юридических или физических лиц. В большинстве случаев - это автомашины, но может быть и другое имущество: здания и сооружения, жилой дом, инженерные сооружения и т. д. Если раньше 25 тыс. грн. делились на всех потерпевших, то в новом законе этот лимит устанавливается на одного потерпевшего. В случае, если общий размер ущерба по одному страховому событию превышает пятикратный лимит ответственности страховщика, возмещение каждому потерпевшему пропорционально уменьшается.
Если по вине владельца страхового полиса в результате ДТП погиб человек, то право на получение страхового возмещения имеют лица, которые находились на содержании пострадавшего, и лица, которые взяли на себя затраты, связанные с похоронами.
Порядок начисления этих выплат определяется Кабинетом министров Украины из расчета страховой суммы на одного пострадавшего в 51 тысячу гривен.
Если раньше страховщик оплачивал пострадавшему за каждый день трудоспособности по 17 гривен, то по новому закону пострадавшему компенсируются затраты (обоснованные!) на транспортировку, диагностику, лечение, в том числе и приобретение лечебных препаратов.
При временной утрате трудоспособности пострадавшему компенсируются неполученные доходы в размере средней заработной платы, а неработающим совершеннолетним гражданам выплачивается помощь в размере не менее минимальной заработной платы, установленной законодательством.
- Выплаты увеличиваются весьма существенно. Возникает закономерный вопрос: "Где деньги, Зин?!" , как пел Высоцкий.
- Естественно, становятся выше страховые взносы. Система расчетов тарифов, рассказать о которых просит ваш читатель, зависит от очень многих факторов.
- Но все же какой-то базовый тариф существует?
- Да, базовый тариф равняется 291 гривне. Но сумма страхового полиса зависит от вида транспорта, от объема двигателя (до 1600, от 1600 до 2000, от 2000 до 3000 кубиков - для легковых авто); от количества мест для пассажиров (до 20 - свыше 20) - в автобусах; грузоподъемности (для грузовиков). Имеет значение, кто владеет транспортом - юридическое или физическое лицо. Кто, кроме владельца, будет управлять автомобилем: если еще и сын, и брат, и кум, и сват - то тариф вырастает. В каком населенном пункте зарегистрирован автомобиль (город с более чем миллионным населением; от 500 тысяч до миллиона; 100-500 тысяч; населенные пункты менее 100 тысяч жителей). Скажем, в Славянске страховой полис может обойтись в 297-300 гривен в год, а в Донецке - процентов на 20-50 дороже.
Разнятся коэффициенты в зависимости от водительского стажа автовладельца (чем он меньше, тем страховой платеж выше), от того, как он водит машину, если допускал аварии в предыдущем году - сумма страховки увеличивается, если же нет, если ездит аккуратно, то уменьшается.
В законе подробно расписаны все эти корригирующие коэффициенты, и при заключении договора специалисты страховой компании, имеющей лицензию на оказание такого вида услуг, все это учитывают, просчитывают и определяют сумму платежа.
Что касается льгот, то они тоже выписаны четко. Участники боевых действий и инвалиды первой группы, которые сами управляют транспортным средством, освобождаются от уплаты. Пенсионеры, инвалиды второй группы платят половину суммы (с учетом корригирующих коэффициентов). Но и в первом, и во втором случаях обязательное условие - быть самому за рулем. Если же владелец авто доверяет его кому-то, то полис оплачивается полностью.
- Анатолий Николаевич, ваша компания уже не первый год занимается страхованием гражданской ответственности. Сколько средств уже пришлось потратить на возмещение убытков при ДТП?
- В прошлом году компанией заключено более 110 тысяч таких договоров, выплачено почти полтора миллиона гривен. И это, как говорится, еще не вечер, потому что процесс этот бывает довольно длительным, а об окончательных итогах года можно будет говорить несколько позже, так как действие договоров не прекращено.
По стране - 10 миллионов
- Как бы ни возрастали размеры возмещения ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу людей, ни одна страховка, конечно, не компенсирует реальных потерь и убытков, особенно если при ДТП погибают люди. Никакие деньги не вернут человеческую жизнь...
- И тем не менее, этот вид страхования социально весьма значим. Ведь случись беда, а у водителя - тоже семья, дети, что с него взять? Социальная поддержка потерпевших гарантирована. И это - главное, что должны понять владельцы транспорта, проявляющие, как мы понимаем, недовольство новыми требованиями.
- Начала ли ваша страховая компания проводить в жизнь этот закон?
- Да. Мы получили лицензию (N123657) одними из первых. Приглашаем наших клиентов в любой из 32 филиалов, работающих в Донецкой области, гле мы готовы дать консультации и разъяснения, а также заключить договоры.
- Пользуясь случаем, хочу поинтересоваться еще одним аспектом деятельности ОАО "Орадон" , которое, как известно, является правопреемником, а отсюда и преемником обязательств бывшего советского "Госстраха" , в котором наши читатели в свое время страховали жизни свои, своих детей, внуков и вследствие развала СССР эти средства так и не получили. Об этом пишут в своих письмах в редакцию Н. С. Коломийченко и В. И. Козинцева из г. Кировское, О. М. Гришина из пос. Ясиновка, Ф. М. Ткачева из Часов Яра. У А. Т. Красникова из Украинска умер застрахованный сын Владимир, у В. К. Гармаш из пос. Удачное Красноармейского района - муж...
- Возврат взносов мы производим с 2000 года на основании законодательных актов и постановлений правительства. В прошлом году, согласно постановлению Кабинета министров Украины "О выплате в 2004 году гражданам Украины компенсаций потерь от обесценивания денежных сбережений и страховых взносов, вложенных до 2 января 1992 года в учреждения бывшего Сберегательного банка СССР, которые действовали на территории Украины, и учреждения бывшего "Укргосстраха" , на проведение компенсационных выплат было предусмотрено по стране десять миллионов гривен. Это - выплата наследникам умерших застрахованных в "Укргосстрахе" граждан по 150 гривен. Наша компания выплатила почти 400 тысяч гривен, которые получили около трех тысяч человек. В частности, А. Т. Красников тоже получил их по страховке сына, а вот Варвара Кирилловна Гармаш - нет, так как постановление предусматривает выплату компенсаций родственникам граждан, умерших с 1997 по 2004 год. А ее муж умер в 1994 году.
- Значит, можно в какой-то мере сказать, "лед тронулся" , и бывшие клиенты "Укргосстраха" могут еще на что-то рассчитывать?
- Долг перед этими людьми - это внутренний долг государства. Погашать его должны только из госбюджета. Как дальше будет это производиться, поживем - увидим.