Перейти к основному содержанию

Главная      Особенности национального автострахования

Особенности национального автострахования

Водитель, помни!

Только застрахованная машина будет залогом для получения кредита

Сегодня в Украине от несчастных случаев застраховано всего 10-20% из 10 млн. транспортных средств, в то время как в Беларуси эта цифра достигает 80%, а в Польше 94%. Очевидно, мы еще не совсем поняли, как и почему нашу вину могут возмещать страховщики. Закон «Об обязательном страховании административно-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, вступивший в силу 1 января этого года, избавит водителей от многих хлопот, поскольку ущерб, нанесенный в результате ДТП, будет оплачивать страховая компания.

Ежегодно на автотрассах Украины гибнет от пяти до шести тысяч человек. Еще 37-40 тысяч получают травмы разной степени тяжести. Однако, когда приходится признавать свою вину, каждый пытается оправдаться. До сих пор выяснение причин аварии входило в компетенцию службы ГАИ и судов. Согласно принятому закону, если пострадает застрахованный автомобиль, дело будет вести исключительно страховая компания. Но в обоих случаях не обходится без независимой экспертизы, которая должна определить стоимость нанесенного вреда. В деле, рассматриваемом в судебном порядке, виновник аварии оплачивал ущерб из собственного кармана. С этого года это делают страховые компании, с которыми водители должны подписать договор. Срок действия последнего колеблется от одного дня до одного года, так что можете выбрать самый оптимальный для себя вариант.

***

Без бумажки, вы...

На протяжении трех месяцев с нового года все водители собственных транспортных средств обязаны заключить договор страхования административной ответственности (САО), который работает исключительно на территории Украины. Если вы захотите съездить в комадировку за границу на собственных колесах, придется пошире открыть кошелек и купить сертификат международного страхования «Зеленая карта», который будет действителен только в странах, упоминающихся в нем. Когда турист-иностранец захочет покататься по украинским шоссе, то будет обязан получить на весь срок пребываения его здесь ту же «Зеленую карту» или внутренний договор страхования. Проигнорировав это, водитель рискует получить в награду от ГАИ штраф, размер которого будет устанавливать Административный кодекс Украины. Кроме того, сотрудник ГАИ имеет полное право отобрать и не отдавать водителю права, пока этот штраф не будет оплачен. Утешает то, что водитель имеет право ездить по специальному документу, который выдается сотрудником милиции вместо отобранных прав и будет действовать, пока нарушитель не рассчитается со своим долгом.

***

Цена спокойствия

Все было бы слишком просто, если бы мы платили 74 гривни в год (а именно столько стоит полис по Украине для машины, объем кузова которой не превышает 1500 куб. см) и за любые непорядки на дорогах наш страховщик выплачивал кругленькие суммы. По закону, когда сумма возмещения, выплачиваемая страховой компанией, превысила 76500 гривен, действие сертификата может быть остановлено. В таком случае агентство должно в письменном виде сообщить об этом водителю на протяжении 24 часов. После этого договор будет действителен еще 10 дней.

Сумма страхования также зависит от марки, технического состояния и стоимости машины. В целом будут страховаться автомобили в технически исправном состоянии, которые прошли техосмотр в нужный срок и без значительных механических и коррозийных повреждений кузова.

***

Но есть нюанс...

Часто возникает идея сменить машину на более новую модель. Что случится с договором на страхование авто, который еще действует? При продаже владелец авто должен не забыть подать заявление страховщику с просьбой переписать сертификат на другого человека или изменить в полисе реквизиты авто. В таком случае можете ездить спокойно - полис останется действительным.

Из каждого правила есть исключения. Для подписания САО существуют категории граждан, которые на территории Украины пользуются льготами. Среди таких участники боевых действий и инвалиды 1-й группы, которые лично водят авто. Им не надо бегать в агентства для подписания договоров. Ущерб за их «злодеяния» возместит Моторно-транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ) - специализированная организация, которой раньше не было. Пенсионеры-граждане Украины и инвалиды 2 группы, лично управляющие машиной, объем двигателя которой не превышает 1600 куб. см, будут выплачивать 50% от стандартной цены страховки.

***

Комментарии специалиста

Юрисконсульт Виталий Евстратов:

«Новый закон имеет и плюсы, и минусы. В нем впервые в страховой практике используется понятие бонус-малус, позволяющее увеличивать страховую премию тем водителям, которые не имели страховых случаев в текущем году, и уменьшать такую премию тем, кто попадал в ДТП. Эта система создана для того, чтоб увеличить интерес шоферов к правильному дорожному движению, что может лишь позитивно повлиять на дорожную ситуацию в стране.

Недостатком является то, что размер франшизы не может превышать 2% от лимита ответственности страховщика (то есть 1532 гривни, а это немалая сумма), но при возмещении ущерба, нанесенного жизни и здоровью граждан, франшиза не используется. Юридическим лицам возмещается только материальный ущерб, моральный - лишь в судебном порядке.

В целом, после того, как новый закон вступил в силу, ситуация на автотрассах Украины должна значительно улучшиться, поскольку водители заинтересованы поддерживать безопасность на дорогах. В случае нарушения норм закона страховым агентством, за защитой нарушенных прав можно обращаться уже не только в суд, но и в МТСБУ».

Александра Криницкая

***

Наша справка

Страховщик — страховые агентства, компании, финансовые учреждения, имеющие лицензию на ведение страховой деятельности.

Страхователь - юридические лица и граждане, подписавшие договор страхования со страховщиком или являющиеся страхователями согласно законодательству Украины.

Франшиза - часть ущерба, которая не возмещается страховщиком согласно договору страхования.

***

фото: