Не жди аварии – беги в страховую компанию
Закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, принятый Верховным Советом и подписанный президентом Украины, вступил в силу с 1 января. Специалисты говорят, что немало людей с нетерпением ждало этого момента, а многие другие, наоборот — с недовольством. Прежде всего те автомобилисты, которые мало ездят, как говорится, от случая к случаю, и считают, что страхование для них весьма обременительно. Они ведь не зарабатывают деньги на своей машине.
С этим, однако, не согласен директор Крымской дирекции одной из крупнейших в стране Украинской пожарно-страховой компании Николай ФОКИН. Уверяет, что если человек мало ездит за рулем, он даже в большей степени рискует попасть в аварию по сравнению с постоянно работающим водителем. То ли сам кого-либо стукнет, то ли его кто-то «поцелует». И приходится платить за восстановление поврежденной техники. Помощь страховой компании в таком случае оказывается палочкой-выручалочкой, без которой иному виновнику дорожно-транспортного происшествия хоть квартиру продавай, чтобы оплатить ремонт.
Николай Иванович поясняет, что ответственность водителей страховалась и до вступления в силу нового закона, однако не было механизма, который предусматривал бы обязательное применение санкций к незаконопослушным гражданам. По этой причине прежний закон носил как бы добровольный характер. Теперь же, если вы едете без страхового полиса, ГАИ может оштрафовать вас, а когда вторично уличит в нарушении установленного порядка, может лишить водительских прав. Правда, такая крутая мера будет введена только с 1 апреля.
Но и на добровольной основе многие автовладельцы стремились дружить со страховыми компаниями, покупали у них документ, дающий право на страховое возмещение в случае повреждения техники в дорожно-транспортном происшествии. Характерно, что Украинская пожарно-страховая компания только в Крыму в прошлом году выплатила более 250 тысяч гривен тем лицам, техника которых пострадала в авариях. Разумеется, речь идет о застрахованных машинах.
В новых условиях подобные выплаты должны возрасти. Хотя бы потому, что повышается стоимость страхового полиса. Его базовый тариф составляет около 291,5 гривны. Но предусмотрены понижающие и повышающие коэффициенты. Те, кто длительное время не допускали аварий на дорогах, платят меньше. Полис придется покупать ежегодно.
В новом законе сказано, что «Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземного транспорта осуществляется с целью обеспечения возмещения ущерба, нанесенного жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевших вследствие дорожно-транспортного происшествия и защиты имущественных интересов страхователей». Если автомобилист попал на своей машине в аварию на какой-либо дороге, ему следует известить об этом службу ГАИ и страховую компанию, с которой он имеет дело. На этот счет оговорены сроки, в течение которых должны действовать названные стороны. Проводится экспертиза стоимости ущерба, причиненного тому или иному автомобилю, и назначается его возмещение страховой компанией. Приведем по этому поводу некоторые цифры.
Обязательный лимит ответственности страховщика за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших, составляет 51 тысячу гривен на одно лицо. А обязательный лимит ответственности за ущерб, нанесенный имуществу потерпевших — 25,5 тысячи гривен на одного потерпевшего. В случае если общий размер ущерба по одному страховому случаю превышает пятикратный лимит ответственности страховщика, возмещение каждому лицу пропорционально уменьшается.
Не все участники ДТП имеют право требовать страхового возмещения своих потерь. Не могут рассчитывать на помощь страховой компании лица, если их транспортное средство послужило причиной аварии. Это же относится и к людям, которые находились в машине — виновнице ДТП, если они не застрахованы в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Украины «О страховании».
На Украине насчитываются более 360 страховых компаний, но не с каждой из них следует иметь дело. Только около 40 самых надежных компаний, сумевших создать достаточный страховой фонд, из которого они платят пострадавшим лицам и предприятиям, приняты в специально образованное Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ). Этим компаниям и доверено заключать договора о гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Проще говоря, компании продают им страховые полисы и несут всю полноту ответственности перед своими клиентами.
В прошлом были случаи, когда какой-либо маломощный страховщик, не имея достаточных ресурсов для полноценной работы на своем рынке, пытался увильнуть от страховых выплат. Дело доходило до суда. Это и побудило власти более тщательно отбирать компании, которые занимаются страхованием автомобилистов. Остается пожелать им счастливого пути и строгого соблюдения правил дорожного движения. В аварии лучше не попадать, даже если гарантируется помощь по возмещению ущерба.
***
фото: Если вы едете без страхового полиса, ГАИ может оштрафовать вас, а когда вторично уличит в нарушении установленного порядка, может лишить водительских прав.