Нужна не "штамповка", а штучный товар
В застойный, как теперь принято называть, период, в нашей стране существовало немало полезных общественных организаций. Даже вызывавшее всеобщую улыбку "общество трезвости" существовало не зря. Среди самых массовых и нужных населению организаций одно из лидирующих мест наряду с ДОСААФ и обществом "Знание" занимал ВДОАМ, позднее - BOA - Всероссийское общество автомобилистов, сохранившееся и поныне. Да и не могло оно исчезнуть, поскольку его задача - содействовать обеспечению безопасности и сохранению жизни людей на российских автодорогах. А в условиях стремительно развивающейся за последние годы автомобилизации населения актуальность BOA еще более возрастает.
Правда, за годы перестройки от BOA, имевшего свои филиалы повсеместно, в каждом районе, каждой области и республике, остались "рожки да ножки". В Кировской области советы BOA выжили лишь в 8 районах из 41. Некоторые вообще предлагают прикрыть общество за ненадобностью, как изжившее себя. Так ли это на самом деле?
- Категорически не согласен! - возражает руководитель Кировского областного отделения ВОА Владимир Клюкин. - И это не инстинкт самосохранения, а жизненная необходимость. Разве не видно, какой беспредел сегодня творится на дорогах? И по уставу BOA должно оказывать ГАИ содействие в наведении порядка на наших магистралях. Президент России поставил задачу борьбы с терроризмом, а разве на наших дорогах не терроризм, с кровью, жертвами? В прошлом году только в Кировской области погибли более 200, покалечены свыше двух тысяч человек! И пока мы, автомобилисты, в том числе и члены BOA, не возьмемся за наведение порядка, инспектор ГАИ с полосатым жезлом в руках будет напоминать былинного богатыря, отчаянно сражающегося с чудовищем, у которого вместо отрубленной головы тут же вырастает три.
Взять, к примеру, страхование автогражданской ответственности, вызвавшее неоднозначную реакцию в обществе. Нужное и полезное дело у нас, как всегда, из-за поспешности и непродуманности действий довели до абсурда. В результате тот же пенсионер вынужден платить страховку, превышающую размер его пенсии. Крайне недовольны и другие малообеспеченные владельцы "Запорожцев" и "Жигулей", которые дешевле продать (если, конечно, купят), чем платить за них непомерный денежный оброк. А депутаты Госдумы, обещавшие навести порядок в "автогражданке", словно в рот воды набрали, как будто проблема решилась сама собой.
Разрекламированный страховщиками обмен полисами попавших в ДТП вовсе не гарантирует потерпевшему возмещение ущерба, его хлопоты и мытарства только начинаются. Аварийный комиссар страховой компании не всегда находится на месте или прибывает на место ДТП с большим опозданием. До сдачи документов в страховую компанию пострадавший должен заполнить два десятка пунктов полиса. Но самое главное - для оценки ущерба человека направляют только в ту экспертную организацию, с которой у страховой фирмы заключен договор. Между тем по закону потерпевший вправе обратиться в любое независимое экспертное бюро.
Приведу лишь один недавний, случай. Поврежденную "десятку" кировчанина В. страховая компания направила для определения размера нанесенного ущерба на автостоянку "Крытая", где ей насчитали 24 тысячи рублей. Хозяин усомнился в цифре и обратился в независимое экспертное бюро BOA, оценщики которого определили ущерб в 35 тысяч рублей. А все дело в том, что на "Крытой" учли только внешние повреждения, а наш эксперт Владимир Марьин зафиксировал также и внутренние, причем каждое сфотографировал. И уже с нашей оценкой пострадавший поехал в страховую фирму. Согласитесь, разница в 11 тысяч, - это деньги.
Или другой факт. На одной из улиц г. Уржума в "четверку" кировчанина Е. врезалась машина. Однако по запросу страховой фирмы районная ГАИ почему-то не выслала оформленные документы. Пострадавший вынужден был сам поехать за ними в Уржум, но и на этом его мытарства не кончились. В страховой фирме долго не могли найти документы хозяина машины. С нашей помощью дело было ускорено, и спустя два месяца деньги потерпевший получил, хотя установленный законом срок выплаты - две недели.
На мой взгляд, надо резко ужесточить требование к автошколам и курсам, которые сегодня может организовать любой желающий "стричь купоны", оформить лицензию труда не составляет.
В этом смысле наша кировская автошкола BOA выгодно отличается от других таких заведений. Она соответствует всем предъявляемым требованиям и по праву считается одной из лучших в области. Все ее преподаватели прошли аттестацию в Кирово-Чепецком лицее N 14 - единственном в области учебном заведении, имеющем аккредитацию Минобразования РФ. И очень хотелось, чтобы лицензированием или хотя бы сертифицированием преподавателей других автошкол и курсов занимался Минтранс России в лице территориальных органов Ространсинспекции, где сосредоточены профессиональные автомобилисты.
Именно автошколы должны прививать своим слушателям культуру вождения и общения на дорогах, воспитывать уважительное отношение к другим участникам дорожного движения, чтобы не было такого произвола на трассах, который творится сегодня.
Преподаватели и инструкторы автошколы BOA так и делают. Однако эффект обучения был бы большим, если бы слушателей окружала атмосфера особой значимости автошколы в их жизни, особенно момента ее окончания. Он должен быть торжественным, запоминающимся надолго, как, скажем, получение паспорта или диплома. Иными словами, нужен соответствующий торжественный ритуал: сотрудник ГАИ в парадной форме вручает выпускнику водительское удостоверение. На цветы любая школа деньги найдет. Но ведь в жизни происходит совсем по-другому. Надо ехать в ГАИ в Химический переулок, выстоять очередь, и сунут тебе права в узенькое окошечко без каких-либо добрых напутствий и пожеланий. Серо, казенно, буднично. Да что говорить о вручении, если в ходе учебы работники ГАИ в автошколе - что ясное солнышко. А как было бы здорово, когда информацию от происшедших ДТП доводит до курсантов не уже надоевший преподаватель, а тот же работник ГАИ с подробными комментариями, ответами на вопросы. А когда речь пойдет о происшествиях на железнодорожных переездах, тут бы карты в руки представителям Кировского отделения Горьковской железной дороги. Эффективность таких сообщений из уст инспектора ГАИ и сотрудника железной дороги была бы куда весомее. Но ныне железнодорожники присутствовали на наших занятиях всего два раза, да однажды приглашали на обследование железнодорожных переездов в Юрьянском районе.
Далек от мысли, что после таких желательных визитов и выступлений, число ДТП на дорогах и переездах резко сократится. Но именно с таких шагов и надо начинать возрождение культуры на автотрассах. И BOA готово здесь подставить свое плечо. И чем больше будет в этой организации членов, тем лучше. Взять, к примеру, Уржумский райсовет BOA. Возглавляет его депутат местной Думы Николай Дудин. Совет является надежным помощником районного совета по безопасности движения, уржумцы часто обращаются к Н. Дудину за помощью - и всегда получают ее.
Валерий ХИТРИН, наш соб. корр. Киров.