Страховой сюр одного ДТП
"Въезжайте в нужные столбы!"
"Вы уверены, что въехали именно в этот столб?" - спрашивали на суде сотрудники страховой фирмы владельца "Фольксвагена", попавшего в аварию. Не желая возмещать убытки, страховщики готовы придумать самые абсурдные аргументы. Мало того, они начинают в них совершенно искренне верить, обращаясь с запросом в "Ленсвет" в попытке все же доказать, что автомобилист въехал "в не тот столб". Как при этом должен выглядеть "тот столб", врезавшись в который автомобилист будет иметь надежду получить страховое возмещение, не поясняется.
Эта история началась в начале июля 2004 года, когда автомобиль "Фольксваген", уходя от лобового столкновения, на полном ходу врезался в световую опору. За рулем находился Борис Малешин, как показала в дальнейшем экспертиза, не находящийся в наркотическом и алкогольном опьянении. С переломом ключицы он был госпитализирован, а искореженную машину отбуксировали на стоянку. Общество экспертной организации в дальнейшем вынесло категоричную оценку о том, что автомобиль восстановлению не подлежит. Но "Фольксваген" был застрахован, поэтому автовладелец обратился к страховщикам. Все бумаги для возмещения убытков собирала жена Бориса - Ольга Малешина, которая поначалу, как казалось, встретила полное понимание со стороны петербургской страховой компании ЗАО "ЛК-Сити". В фирму было направлено заявление и все необходимые документы с требованием выплатить страховое возмещение.
Почему именно эта страховая компания, а никакая другая?
- Дело в том, что сотрудники ЗАО "ЛК-Сити" утверждали, что их фирма является дочерним предприятием известной фирмы "Лукойл", - рассказывает жена Бориса Ольга Малешина. - Поддавшись на уговоры, я и несколько сотрудников фирмы, где я работаю, оформили в ЗАО "ЛК-Сити" договоры добровольного страхования.
Но с момента аварии прошло уже полгода, на дворе новый, 2005 год, а страховое возмещение все еще не выплачено (страховая сумма составляет 12 тысяч долларов).
Сейчас ЗАО "ЛК-Сити" вообще ставит под сомнение факт страхового случая. Дело дошло до суда, и 20 января состоится четвертое его заседание. Складывается такое впечатление, что страховая фирма просто тянет время, надеясь уйти от выплаты ущерба. По некоторым данным, фирма (имеется в виду ее питерское представительство, головной офис находится в Москве) в скором времени вообще прекратит свое существование, но что мешает ее руководителям открыть в городе на Неве еще одну страховую фирму, но только под другим названием? Кстати говоря, по словам Ольги Малешиной, директор питерского филиала "ЛК-Сити" Сергей Беляев говорил ей, что не видит никаких препятствий для выплаты страховки. Но по-другому считает его московское руководство, которое, потребовав для анализа ситуации все мыслимые и немыслимые документы, уже начало подвергать сомнению устойчивость столбов на петербургских трассах.
Впрочем, постепенно эта история из гражданской юрисдикции плавно перетекла в уголовную плоскость.
- Я позвонила в московский офис компании "Лукойл" и узнала, что на самом деле ЗАО "ЛК-Сити" не только не является дочерним предприятием "Лукойла", но и вообще не имеет к нему никакого отношения, - говорит Ольга Малешина. - По закону страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже минимального размера уставного капитала (он составляет порядка 30 миллионов рублей). Но все говорит о том, что таких денег у общества нет. Так что только после того, как я узнала о том, что у ЗАО "ЛК-Сити" практически нет денежных средств на счете, я окончательно поняла, что эта фирма и не собиралась возвращать мне и другим гражданам страховое возмещение. Например, фирма, в которой я работаю, застраховала в ЗАО "ЛК-Сити" грузы стоимостью более трехсот тысяч долларов. Уже ясно, что при наступлении страхового случая моя фирма денег не дождется. Если бы я знала обо всем этом раньше...
Готовит документы в суд еще один петербуржец, чей автомобиль в результате ДТП также получил значительные повреждения. Страховой ущерб оценивается здесь в 11 тысяч долларов. И опять московское руководство ЗАО "ЛК-Сити", сомневаясь в самом факте ДТП, начинает бомбардировать все возможные инстанции запросами.
- Налицо ненадлежащее исполнение обязательств страховой фирмы. Согласно правилам страхования автотранспорта и ответственности владельцев транспортных средств N 5 от 1993 года страховое возмещение должно быть выплачено в течение трех суток либо отказано с обязательной мотивировкой, но опять же в течение 72 часов, - комментирует ситуацию юрист Станислав Кушнир. - То, что фирма столь долгое время собирает документы, подтверждающие факт ДТП, противоречит самой сути страхования. Но я уверен, что решение суда будет в пользу истицы. Уж слишком понятно это дело.
А что контролирующие организации, которых масса на отечественном страховом поле?
Санкт-Петербургская межрегиональная инспекция страхового надзора Министерства финансов России, как сказано в официальном ответе на жалобу Ольги и Бориса Малешиных, "выполняет свои задачи строго в рамках полномочий, определенных пунктами 3 и 4 статьи 30 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", при этом не являясь к страховой организации вышестоящим органом, не несет ответственность по их обязательствам и не вправе обязать произвести возмещение ущерба по договорам страхования. Споры между участниками страховых отношений, связанные с исполнением обязательств по договору страхования, разрешаются судом, арбитражным или третейским".
В общем, разбирайтесь сами, господа пострадавшие от "добровольного страхования". Чего тогда ждать от автогражданки?