Перейти к основному содержанию

Главная      ЛИДЕР В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АВТОСТРАХОВАНИЯ

ЛИДЕР В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АВТОСТРАХОВАНИЯ

Первый год "автогражданки".

ГОД прошел с того момента, как российские автомобилисты, садясь за руль, проверяют наличие у себя не только водительского удостоверения и техталона, но и полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Таким образом, Россия присоединилась к абсолютному большинству стран, принявших закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. И все же введение "автогражданки" до сих пор вызывает массу споров. Уж сколько было сломано копий по вопросам справедливости размеров стоимости полиса, действенности механизма выплат и проч., сколько раз было объявлено о скорой отмене ОСАГО - не сосчитать. Однако время идет, закон действует, и настало время подвести первые итоги работы.

По итогам года

ГОД еще не завершен, но с уверенностью можно сказать об основных тенденциях и первых результатах действия закона об ОСАГО. В первую очередь этот нормативно-правовой документ выявил высокую степень законопослушности российских граждан. Доля застрахованных, по данным страховой компании "Росгосстрах", в течение первого года составила 93% в крупнейших городах, или 76,6% в целом по стране. Это один из наилучших результатов среди стран, в которых обязательное страхование было введено относительно недавно. Причем, несмотря на высказанные недовольства, по данным исследования "Росгосстраха", 64% автовладельцев удовлетворены обслуживанием в страховой компании, а 95% опрошенных намерены продлить действие полиса ОСАГО в той же компании. Это означает, что российские страховщики успешно преодолели первый этап действия закона, сумев развить инфраструктуру и наладить систему урегулирования убытков. Во-вторых, закон помог выявить истинную картину аварийности на дорогах. Общее количество заявленных страховых случаев по итогам года почти в 2,6 раза превышает число зарегистрированных за это время ДТП с жертвами и пострадавшими. При этом стоит учесть: изначально закон об ОСАГО был направлен не на предупреждение ДТП, а на создание цивилизованной системы возмещения ущерба пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия.

Сегодня объем рынка ОСАГО оценивается более чем в $1 млрд. и изначально желание работать на нем высказали многие страховые компании. Однако минувший год показал, что желание работать и реальные возможности некоторых страховщиков не всегда соответствуют друг другу. В результате на рынке автострахования выделилось несколько компаний-лидеров, которые и взяли на себя основное бремя выполнения закона.

Создание социального механизма

БЕЗУСЛОВНЫМ лидером в сфере обязательного автострахования в Тамбовской области, как и в Российской Федерации в целом, является страховая компания "Росгосстрах". Более 40% владельцев автотранспортных средств приобрели полис ОСАГО именно здесь. Как сказал директор Управления "Росгосстраха" по Тамбовской области Александр Бударин, с одной стороны, есть чем гордиться, с другой - очевидно, насколько высока степень ответственности, которая ложится на компанию в связи с тем, что практически каждый второй договор заключен с "Росгосстрахом".

Такую популярность "Росгосстраха" среди автомобилистов можно объяснить несколькими факторами. 12 млрд. руб. уставного капитала, многолетний опыт работы на рынке страховых услуг, широкая сеть филиалов по стране сделали компанию надежным и удобным партнером. Кстати, заслуги компании оценены и на профессиональном уровне. Всероссийский союз страховщиков признал компанию "Страховой компанией года - 2003".

"Первый год работы показал, что закон об ОСАГО работает, - заявил Александр Бударин. - Многие автовладельцы стали понимать, что ОСАГО - это не очередной налог, средства от которого уходят неизвестно куда, а социальный механизм, позволяющий финансово защитить пострадавших и сделать отношения на дорогах более цивилизованными. А полис "автогражданки" не просто бумажка, позволяющая выполнить формальные процедуры в ГИБДД, а финансовый документ. Теперь при ДТП участники все реже прибегают к "силовому", не легитимному способу решения проблемы, а пострадавшие стали получать компенсации за понесенный ущерб. Тамбовским филиалом "Росгосстраха" за 9 месяцев текущего года заключено 92 682 договора, взносы по которым составили более 97 млн. руб. Количество выплат за указанный период составило 1551 случай (33193,9 тыс. руб.). В России на 100 пострадавших приходится 12 погибших, это в 15 раз больше, чем в западных странах. По уровню аварийности Россия значительно выделяется среди экономически развитых стран. И Закон об "автогражданке" был просто необходим".

Дело будущего

ПОПУЛЯРНОСТЬ "Росгосстраха" на рынке ОСАГО объяснима. Сегодня компания создала 233 центра урегулирования убытков по России. Причем их размещение было тщательно продумано. В Европейской части расстояние между центрами не превышает 100 км, за Уралом и на Дальнем Востоке - не более 300 км. Сделано это для того, чтобы независимо от того, где произошло ДТП - на Дальнем Востоке или в Калининграде, застрахованному в "Росгосстрахе" водителю не надо было ехать с пострадавшим в Тамбов, чтобы урегулировать конфликт. Достаточно обратиться в ближайший к месту ДТП центр урегулирования убытков. А инвестиции в создание офисов продаж способствуют повышению качества обслуживания клиентов. Сегодня по России таких офисов открыто 2,5 тысячи. Кстати, сегодня, 22 декабря, в Тамбове состоялось открытие дополнительного офиса продаж по ул. Магистральной, 35а. Теперь жители северной части города могут оформить полис ОСАГО прямо по месту жительства.

Конечно, претензии у автовладельцев к закону, а как следствие, и к страховым компаниям есть. В основном выплачивают мало и долго. Приписывать в данном случае вину страховщикам было бы неверно. Пакет документов, необходимых для выплаты страховки, определен законодательством. И в отличие от большинства компаний в "Росгосстрахе" вам помогут собрать эти документы. А от подачи пакета до принятия решения о выплате проходит положенных 15 дней. Да и сумма выплаты определяется не произвольно, а с учетом износа деталей и запчастей, работ по восстановлению автомобиля и проч.

Впрочем, в компании "Росгосстрах" осознают, что закон о страховании автогражданской ответственности не так совершенен, как хотелось бы. Поэтому "Росгосстрах" вышел с инициативой о внесении поправок в законодательство об "автогражданке". "Суть этих поправок заключается в том, - пояснил Александр Бударин, - что мы предлагаем максимально облегчить пострадавшему процедуру по сбору пакета документов. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что работники ГИБДД перегружены, огромное количество Справок затягивает работу. Мы предлагаем выдавать справку прямо на месте аварии работниками ГИБДД. Думаю, это вполне реально. В перспективе необходимо внести поправку относительно перезаключения договоров, то есть ввести такое понятие, как автоматическая пролонгация. Например, если человек не заявил за месяц до окончания срока договора о своем желании расторгнуть договор, то договор продляется автоматически. Таким образом, автовладельцу не надо искать офис или агента, агент сам приедет к клиенту, чтобы доставить полис на дом. Количество агентов в "Росгосстрахе" позволяет это сделать. У нас в области сегодня 705 агентов, а в России всего 65 тысяч человек".

Итак, к первым предварительным итогам работы закона о страховании автогражданской ответственности можно отнести то, что закон работает, и цивилизованные отношения на дорогах в стране начинают складываться. Дело за совершенствованием законодательства, отлаживанием механизмов. И роль в этом процессе страховых компаний-лидеров, таких как "Росгосстрах", невозможно переоценить.