Перейти к основному содержанию

Главная      Операция "Ы" И ДРУГИЕ ВИДЫ СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА

Операция "Ы" И ДРУГИЕ ВИДЫ СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА

Кто не смеялся до слез над тем, как герои фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" пытались инсценировать ограбление склада! К сожалению, среди любителей подобных мистификаций встречаются и страхователи

УЛОВКИ АФЕРИСТОВ

По данным торговой ассоциации Европейских страховых компаний, ежегодно от мошенничества они теряют не менее 9, 9 млрд. долларов, что составляет около 2 процентов суммы страховых выплат. Несут убытки и российские страховщики. Так, в результате мошенничества на страховом рынке России его участники ежегодно теряют около 400 млн. рублей! Поэтому российские страховые компании и объединили усилия для противодействия мошенничеству. Всероссийский союз страховщиков разработал совместную программу по сбору информации обо всех вскрытых случаях мошенничества.

Кроме того, в мае 2001 года было создано "Агентство по безопасности страховой деятельности". К тому же во многих страховых компаниях действуют специальные отделы по профилактике мошеннических действий. Они укомплектованы бывшими сотрудниками МВД или ФСБ, имеющими большой опыт оперативной работы, и взаимодействуют с правоохранительными органами, с охранными предприятиями и частными детективными агентствами. Благодаря чему держат руку на пульсе оперативной обстановки в городе, просматривают все ДТП и другие страховые случаи сквозь призму возможного мошенничества. Вот что рассказал о его профилактике один из руководителей крупной молодой страховой компании г. Кирова.

-История страхового дела уходит корнями во времена царя Гороха... Еще в XVII веке голландские купцы, чтобы обезопасить свои суда от пиратов, создали своего рода "кассу взаимопомощи" для компенсации разграбленных товаров. С тех пор опыт по противодействию мошенничеству накоплен колоссальный. Поэтому не надо изобретать велосипед, -пошутил мой собеседник, -и думать, что удастся благодаря хитроумной инсценировке страхового случая получить вознаграждение. Все уловки страховых жуликов давно известны, как и методы их обнаружения.

СТРАХОВЩИКАМ -УРОК

Наиболее часто мошеннические действия совершаются с такими объектами страхования, как транспортные средства. Путем поджога автомобиля, застрахованного на сумму, превышающую его стоимость, фиктивного угона, инсценировки аварий...

Так, группа аферистов умудрялась выдавать разбитые и годные разве что на запчасти иномарки за жертвы дорожно-транспортных происшествий ("Российская газета", "Мошенникам -срок, страховщикам -урок"). Но попытка получить страховку за якобы попавший в аварию джип изобличила мошенников. Экспертиза установила, что "пострадавший" автомобиль вообще никуда не выезжал в день аварии, поскольку сделать это он мог только на буксире.

Участники другой преступной группировки по фальшивым документам на иномарки ставили их на учет на подставных лиц в нашей и Ивановской областях. А потом страховали их от угонов в страховых компаниях Москвы. Выждав время, заявляли об угоне и требовали возмещения ущерба. На самом же деле на "угнанных" машинах в одной из автомастерских перебивались номера и на появившуюся таким образом "новую" тачку изготавливались фальшивые документы, и она снова страховалась (сб. "Страховое мошенничество и методы борьбы с ним").

Большинство страховых компаний входят в Российский союз автостраховщиков. При нем создана единая электронная база, где фиксируются все случаи страхового мошенничества и каждый страховщик может воспользоваться этим бесценным опытом. Будучи конкурентами на страховом рынке, страховые компании выступают союзниками в борьбе с мошенничеством. К тому же большинство местных страховщиков -филиалы московских, нижегородских, пермских фирм, а ситуация с мошенничеством в столице и крупных городах значительно "круче", чем в глубинке.

Пока волна ноу-хау в этом "бизнесе" докатится до провинции, уже будет выработано "противоядие". Как правило, молодые страховые компании быстрее адаптируются к изменившейся обстановке и оперативно реагируют на случаи мошенничества. Поэтому недобросовестные страхователи, имитируя страховой случай, очень сильно рискуют лишиться имущества, а страховое возмещение так и не получить.

Гражданка К., возвращаясь с друзьями с загородной прогулки и будучи навеселе, не справилась с управлением -машина перевернулась. Опасаясь, что не получит страховку, так как авария произошла по ее вине, К. заявила об угоне, а для пущей убедительности подожгла собственные "Жигули". И осталась... с носом!

АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР

Головные страховые компании постоянно проводят семинары со своими филиалами, на которых обучают сотрудников методике борьбы с мошенничеством, которая отточена до совершенства. Серьезные компании создают собственную службу аварийного комиссара, сотрудники которой имеют опыт работы в правоохранительных органах и выезжают на ДТП по просьбе пострадавшего для оказания помощи и консультаций.

Одна крупная страховая компания города, имеющая службу аварийного комиссара, организовала недавно спецкурс по обучению применения техники расчетов при обследовании обстоятельств ДТП, что дает возможность достоверно определить истинную картину произошедшего. Техническая экспертиза покажет, кто прав, кто виноват. А то иногда, "поцеловавшись" на дороге, водители, к примеру, иномарки и "семерки" пытаются обоюдовыгодно договориться, с тем, чтобы страховку выплатили за дорогостоящий "мерс"...

Алчность некоторых страхователей не знает границ. Ради денег они готовы даже стать "живым трупом" или нанести себе увечье...

Застраховав свою жизнь в 7 компаниях, один мошенник нашел с помощью знакомой, работающей в морге, подходящий по возрасту и внешности труп неизвестного мужчины. Его переодели в вещи этого умника, а отец якобы "опознал" своего сына. Однако и эта ловкая и безнравственная махинация была раскрыта еще до получения страховой выплаты.

Также без особого труда распознаются и инсценировки разбойного нападения и поджога.

По словам сторожа кафе-магазина "Снежинка", трое неизвестных ночью под угрозой поджога потребовали у него спиртные напитки. Когда же он открыл дверь, "гости", применив газовый баллончик, завладели товаром, а затем подожгли кафе. Директор заведения обратился было в страховую компанию за возмещением ущерба, но ему отказали, так как выяснилось, что нападение было сфальсифицировано.

Всякая попытка получить страховое вознаграждение обманным путем, -еще раз подчеркнул в заключение мой собеседник, -обречена на провал.

От имени сотрудников страховых компаний г. Кирова и области он поздравил всех страхователей с Новым годом! Пожелал здоровья, радости и чтобы все беды и горести обходили их стороной.

P. S. Данная публикация осуществляется в рамках конкурса журналистских работ, утвержденного комитетом по страхованию при ВТПП.