Перейти к основному содержанию

Главная      МИНИСТР РФ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

МИНИСТР РФ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

СЕРГЕЙ ШОЙГУ: РАДОСТЬ ОТ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ СРАВНИМА НИ С ЧЕМ

"ФК": Сергей Кужугетович, складывается впечатление, что вся наша жизнь - сплошная чрезвычайная ситуация и по числу чрезвычайных происшествий мы впереди планеты всей.

Сергей Шойгу: Зря мы на себя наговариваем. Увеличение числа катастроф - мировая тенденция. За последние 35-40 лет природных бедствий на Земле стало больше почти в 3 раза. Самые уязвимые в этом отношении: Азиатский континент - здесь до 45% общих потерь в мире, Южная и Северная Америка (до 25%) и Европа (около 20%). Наибольший ущерб, как правило, приносят тропические штормы и ураганы, наводнения, землетрясения, а также засухи. Мировые потери, вызванные техногенными авариями и катастрофами, достигают 1,5-3% ВВП, а косвенные оказываются выше их в 3-4 раза.

Помните, где была последняя катастрофа с радиоактивным выбросом? В Японии. Даже в благополучной на первый взгляд Европе во время наводнения 2002 года не обошлось без жертв. А терроризм, против которого ни в одной стране мира пока не найдено противодействия? Но вы правы: мы прежде всего должны беспокоиться о своей стране. И, увы, наша статистика бедствий далеко не лучше других. Всего в России в результате аварий на производстве, катастроф, стихийных бедствий, пожаров, ДТП и несчастных случаев на воде ежегодно гибнет в среднем 105 тысяч человек.

Самое страшное - дорожно-транспортные происшествия. Каждый год в них погибает в среднем 30 тысяч человек. На втором месте - пожары. Ежечасно в России на пожарах гибнет два человека. Стихийные бедствия в год в среднем уносят жизни 1,5 тысячи человек. Значит, большинство катастроф рукотворные, а среди основных их причин - разгильдяйство, беспечность и равнодушие. К примеру, хорошо известны катастрофы, когда пилоты вертолетов, имеющие на борту пассажиров, в нарушение всех правил летали в непогоду и не сообщали диспетчерам об изменении маршрута; автолюбители покупали права и ездили, кто как хочет; многие школы, несмотря на произошедшие трагедии, так и не установили системы противопожарной сигнализации и так далее. Кроме того, нельзя забывать и об износе основных производственных фондов, о котором мы не устаем повторять.

"ФК": Выходит, работы у МЧС в обозримом будущем хватит?

С. Ш.: И у нашего ведомства, и у государства, и у мирового сообщества в целом.

"ФК": МЧС занимается в основном ликвидацией последствий аварий и катастроф. Но болезнь, как известно, легче и дешевле предупредить, чем лечить. Насколько эффективно работает отечественная система научного прогнозирования и предупреждения катастроф?

С. Ш.: Что касается техногенных катастроф, то мы, например, не только осуществляем надзор за безопасностью на предприятиях, но и продвигаем новую систему страхования, предполагающую в том числе и вложение средств в систему безопасности. Стихийные же бедствия, по крайней мере многие из них, можно спрогнозировать, а стало быть, и минимизировать потери. На сегодняшний день во всех субъектах Российской Федерации работают территориальные центры мониторинга, в 62 из них - на штатной основе.

"ФК": Всегда ли местные власти прислушиваются к прогнозам и рекомендациям МЧС? Почему, например, наводнение в Ленске обернулось такими тяжелейшими разрушениями?

С.Ш.: Что касается Ленска и Якутии вообще - все эти мероприятия проводились: лед пилили, только взрывчатки потратили более 100 тонн... Мы "пролистали" двести лет истории - за 200 лет такого паводка не было. Очень надеемся, что и еще 200 лет не будет.

Но надо признать, что сегодня большинство региональных руководителей разных уровней пока не подготовлено к управлению рисками. Даже те средства, которыми они располагают, не могут направить в нужное русло. Когда случается, например, наводнение, вызванное затором, люди, как правило, не знают, ни как эти заторы разрушить, ни как их предотвратить, ни как работать с населением, когда вода уже вошла в город. Нет на местах специалистов, способных спланировать такую работу. Это огромная проблема.

"ФК": Как к ней подступиться?

С. Ш.: Территориальные руководители, даже выборные, должны проходить соответствующую учебу и аттестацию - без этого они не могут быть допущены к управлению. Эта система подготовки формально вроде бы и существует, но на практике пока не срабатывает. Начинать же надо с организации нормального преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школах. Разработаны соответствующие учебники и учебные программы, но не хватает профессиональных педагогов. Мы, конечно, готовим таких специалистов - в ряде вузов открыты соответствующие кафедры. Но они неохотно идут в школы - платят-то мало. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, записываем обучающие программы, направляем их в школы...

"ФК": Существует ли какой-то международный механизм управления глобальными рисками?

С. Ш.: Мы предложили в ООН создать в каждой стране международный корпус чрезвычайного реагирования. В него должны войти спасатели высшей квалификации, которые, занимаясь ликвидацией последствии чрезвычайных ситуации в своей стране, в то же время знают своих коллег за рубежом и готовы по первому зову оказаться в любой точке земного шара. Для этого должен быть создан серьезный координационный центр. Эта идея возникла после землетрясения в Турции в 1999 году, где лишний раз стало ясно, как неповоротливо и громоздко работают структуры ООН. Если ждать от них команды, уйдет дорогое время, где каждая минута - чья-то жизнь...

"ФК": Чему в работе зарубежных коллег вы могли бы позавидовать как профессионал?

С. Ш.: Естественно, их финансированию. В первую очередь - Федеральному агентству по управлению в кризисных ситуациях США. Нашим американским коллегам, например, после 11 сентября сразу же выделили 4 миллиарда долларов на дооснащение и проведение работ на завалах ВТЦ. Позавидовал бы и организации страховой системы. В Швейцарии, например, создан горный клуб, объединяющий альпинистов и горнолыжников. Членские взносы одновременно являются и их страховкой на случай чрезвычайной ситуации в горах. Если с членом клуба что-то случилось, то спасательную операцию проведут за счет клуба.

А в остальном как раз зарубежные коллеги могут нам позавидовать. Такой самоотдачи и самоотверженности, такого чувства патриотизма, как у наших спасателей, нет ни у кого. Мы умеем находить и спасать людей в завалах. У нас - специалисты высочайшего класса. Спасатель другой страны никогда не полезет туда, где есть риск для его жизни. А наши люди это делают...

"ФК": Об МЧС всегда ходили легенды как о слаженной команде. И вдруг - указ президента о сокращении численности центрального аппарата министерства. Ваше ведомство впало в немилость у главы государства?

С. Ш.: Напротив, структурная оптимизация направлена на то, чтобы повысить зарплату людям, поднять престиж службы, уменьшить текучесть кадров. Сейчас ситуация такая, что, проработав 2-3 года, приобретя опыт и запись в трудовую книжку, человек уходит в коммерческую структуру. Первые 10 лет мы держались на энтузиазме. Но сегодня молодежь к нам не идет: ведомство стареет. Мы уже наполовину сократили центральный аппарат. Спасателей и пожарных не трогаем: в стране их и так не хватает... В процессе реорганизации мы должны сделать все возможное, чтобы наша система ничего не потеряла, а, наоборот, приобрела, смогла бы реагировать на чрезвычайные ситуации еще более оперативно и эффективно.

"ФК": Ходят слухи, что чуть ли не половина генералов страны сосредоточена в МЧС.

С. Ш.: Это, мягко говоря, лукавство. В советское время на одну только гражданскую оборону приходилось 129 генералов. У нас на 350 тысяч сотрудников - 94. То есть на одну тысячу военнослужащих в погонах генералов в 3 раза меньше, чем в Минобороны.

"ФК": Сначала МЧС передали пожарных, затем - Государственную инспекцию маломерных судов (ГИМС). Зачем вам столько функций?

С. Ш.: Вы знаете, человеку обычно все равно, кто оказал ему помощь, спас. Главное, чтобы помощь пришла вовремя и была эффективной. Сегодня наши спасатели и пожарные выезжают по любому сигналу бедствия - на пожар, любые химические и транспортные аварии, наводнение. Их усилия мы и собираемся объединить. Но не формально, а обучая спасателей и пожарных смежным профессиям. Для того чтобы люди из любого места могли вызвать спасателей или пожарных, по всей стране работает единый номер телефона "01".

"ФК": Когда случается что-то чрезвычайное, некоторые люди обращаются к услугам магов, экстрасенсов. Ваше министерство поступает так в сложных ситуациях?

С. Ш.: Лет 8 назад мы создали лабораторию, чтобы она нам предсказывала все эти вещи. Но потом от нее отказались.

"ФК": Почему?

С. Ш.: Вероятность "попадания" была всего 4 процента.

"ФК": Говорят, у вас в кабинете постоянно стоит "тревожный чемодан".

С. Ш.: "Тревожный чемодан" есть не только у министра, но и у всех спасателей. У меня, скорее всего, "тревожный шкаф". В любую минуту может раздаться звонок, и через полчаса надо выдвигаться в аэропорт, лететь в зону бедствия. И никогда не знаешь - на север или на юг. Поэтому одежда на все случаи жизни на работе присутствует в обязательном порядке.

"ФК": Когда показывают по телевизору наши катастрофы, вы всегда в кадре. Почему вы сами всюду выезжаете? Не доверяете своим подчиненным?

С. Ш.: Есть правило: никогда не приказывай того, чего не можешь делать сам. Я тоже учусь вместе со своими ребятами. И абсолютно убежден, что руководители нашего ведомства все должны быть выезжающими и реагирующими. Если не выезжать, теряешь нить происходящего и становишься закостенелым бюрократом. Я таким быть не хочу.

"ФК": Ваша работа связана с человеческой бедой, вы постоянно видите кровь, слезы, людское горе... Не ожесточились ли вы?

С. Ш.: Нет, не ожесточился. Есть, правда, вещи, которые въелись в кожу, как угольная пыль - их не вытравить ничем. И все-таки радость от того, что удалось сделать, больше: потому что радость от спасения человека не сравнима ни с чем. И совершенно не важно, сто человек ты спас или одного. К счастью, наша страна уже осознала, что ради жизни одного человека нужно тратить силы и средства, бороться до конца.

"ФК": Какие качества характера помогают вам выдержать такую адскую работу?

С. Ш.: Ответственность за абсолютно незнакомых тебе людей. Они нам верят, а это ко многому обязывает.

"ФК": Кем вы себя больше ощущаете - политиком или спасателем?

С. Ш.: Спасателем, безусловно.

***

Наша справка

Сергей Кужугетович Шойгу

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Родился 21 мая 1955 г. в городе Чадан Тувинской АССР. Окончил Красноярский политехнический институт. Трудовую биографию начал в тресте "Промхимстой" в г. Красноярске.

В 1991-1994 гг. - председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1994 г. - министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кандидат экономических наук. Генерал армии. Герой Российской Федерации.