«Автогражданка» стала доступнее
Скоро исполняется год, как закон об обязательном автостраховании полностью вступил в свои права. Стало ли на дорогах спокойнее за это время? Как получить «свои кровные» после ДТП? Какие пункты закона нуждаются в пересмотре? Об этом и о многом другом шла речь па «Круглом столе» в «Комсомолке», где собрались представители крупнейших страховых компаний России и Российского союза автостраховщиков (РСА), а также. руководитель Федеральной службы страхового надзора
К теме «автогражданки» мы на страницах нашей газеты обращались не один десяток раз — слишком много вопросов возникало у наших читателей, многие из которых откровенно заявляли, что, мол, «дурят нашего брата». И действительно очень много нестыковочек и несуразностей оказалось в этом новоиспеченном законе. И здесь в борьбе за права своих читателей-автомобилистов мы оказались на стороне федеральной службы страхового надзора РФ. Вот что рассказал нам на «Круглом столе» руководитель службы Илья Вадимович Ломакин-Румянцев:
- Надзор, как и «Комсомолка», получает огромное количество писем, которые можно поделить на три части. Треть — это жертвы несовершенства закона. Непрописанных случаев — масса. Но в качестве наиболее анекдотичного примера я приведу случай страхования машины и прицепа. Прицеп ведь тоже страхуется. Причем машина может быть застрахована у одного страховщика, а прицеп — у другого. И тут начинается фантазия на тему того, кто же должен платить, если в аварии поучаствовали обе части? Кто виноват в аварии — перед или зад?
Вторая часть писем — это просьба провести своеобразный автоликбез. Многие автолюбители, как оказалось, не слишком хорошо представляют свои права и обязанности.
И, наконец, третье — это конкретные жалобы на страховые компании. Страховщики, как известно, платят только тогда, когда они не могут не платить. Потому что если он начнет платить во всех остальных случаях, то очень быстро разорится. Но закон в нынешнем виде позволяет страховщику не платить в таком числе случаев, что это уже превышает здравый смысл.
Ответить на самые острые вопросы, которые наиболее часто встречаются в письмах наших читателей, в ходе «Круглого стола» нам помог генеральный директор компании «Согласие» Игорь ЖУК:
- Согласно опросу, проводимому ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) в сентябре этого года, почти половина пользователей ОСАГО удовлетворены законом и качеством обслуживания страховых компаний. Это достаточно высокая оценка. «Автогражданка» для нас очень важна, поскольку это инструмент, позволяющий продемонстрировать людям эффективность и пользу страхования. Компании, представители которых здесь собрались, не однодневки. Все мы лидеры российского страхового рынка. У нас большие уставные капиталы и серьезные учредители. Мы хотим показать, что нам можно доверять, что мы ответственно относимся к выполнению своих обязательств перед клиентами. Поэтому мы не можем позволить себе никаких ошибок и промахов. Кроме того, мы очень много внимания уделяем той статистике, которая сейчас накапливается.
- Многие читатели спрашивают: зачем нужна «автогражданка», если ты страхуешься по АВТОКАСКО?
- Это совершенно разные виды страхования. ОСАГО защищает вашу ответственность перед третьими лицами, одним словом, страховщик выплачивает компенсацию другому водителю, пострадавшему по вашей вине. А АВТО КАСКО защищает непосредственно ваш автомобиль. В последнем случае страховая компания выплачивает компенсацию вам и в случае ДТП, которое произошло по вашей вине, и в случае угона, и в случае, если хулиганы нанесли ущерб вашему автомобилю.
- Правда, что полис «автогражданки» автоматически является доверенностью вписанному в него лицу?
- Нет, это не так. В некоторых зарубежных странах полис «автогражданки» действительно является доверенностью. В России договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не заменяет собой доверенности на право управления транспортным средством. Такая доверенность должна быть оформлена в соответствии с требованиями ст. 185 Гражданского кодекса РФ.
- Как действовать при «подставах»? Можно ли вызвать страхового агента в критических ситуациях, если ты застрахован только по «автогражданке»?
- В первую очередь, если вы подозреваете, что произошедшее ДТП -«подстава», позвоните в страховую компанию. Вас проинструктируют по всем дальнейшим действиям. Конечно, не в каждой страховой компании сотрудник выезжает на место ДТП, здесь все зависит от набора дополнительных услуг в той или иной компании. Но почти во всех крупных страховых компаниях есть круглосуточные справочные службы, где вы можете получить консультацию в любое время суток. Кроме того, автовладелец сам может обезопасить себя, оплатив услуги службы аварийных комиссаров при покупке полиса. В этом случае появляется возможность при любом ДТП вызвать на место происшествия аварийного комиссара и переложить на него все возникшие проблемы.
- Игорь Николаевич, читатели нас спрашивают, можно ли оформлять мелкие ДТП самостоятельно?
- Это очень серьезный вопрос. Самостоятельное оформление значительно упростило бы весь процесс. Однако пока российские автомобилисты к этому не готовы. Закон об ОСАГО действует лишь 1,5 года.У автовладельцев очень мало опыта в самостоятельном оформлении, что способно вызвать массу проблем, в первую очередь для пострадавших, так как ошибки в оформлении документов могут привести к затягиванию процесса урегулирования убытков или, что еще хуже, к отказу в выплате страхового возмещения. Поэтому я рекомендую автомобилистам оформлять ДТП с участием ГИБДД.
- Читатели нас спрашивают: как разорвать отношения со страховой компанией без штрафов и принудительного продления договора? — Конечно, лучше дождаться конца срока действия договора. Но ни о каких принудительных мерах и штрафах речь не идет. Даже если автовладелец решил разорвать договор страхования, он получит сумму, пропорциональную оставшемуся сроку действия договора ОСАГО (так как компания все время несла за него ответственность), и спокойно перейдет в ту компанию, в которую хочет.
Письмо в «КП»: «Здравствуйте, у меня печальная история. Со своей страховой компанией ОАО «Регион» не общалась, потому что не была виновна в аварии. А вот со страховой компанией виновников «Росгосстрах-Северо-Запад», к сожалению, пришлось. Авария произошла 15 июля 2004 года. Виновными в ГИБДД признаны оба водителя.
Мы успели остановиться перед затором на трассе, а нам в зад въехал ВАЗ-2106, а ему, в свою очередь, въехал в зад «Дэу». Виновные — «ВАЗ» и «Дэу», которые случайно оказались застрахованы в одной страховой компании «Росгосстрах-Северо-Запад». Но это нас не спасло.
«Росгосстрах-Северо-Запад» прислал нам отказ в выплате в связи с тем, что в аварии виноваты два участника, а доля вины каждого неизвестна. Нам предложили обращаться в суд, если мы не согласны».
На вопрос нашей читательницы отвечает представитель крупнейшей в нашей стране компании «Росгосстрах» Игорь Игнатьев:
- Множественные аварии - это распространенный, но непростой случай ДТП. Для осуществления выплаты страховой компании надо выяснить степень ответственности виновника. Если в данном случае ГИБДД признало виновными двух водителей, нужно определить степень вины каждого. Согласно Административному кодексу, ГИБДД не имеет права устанавливать степень виновности, это можно сделать только в судебном порядке. Имея на руках решение суда, страховая компания имеет право произвести выплату. В противном случае к ней сразу же возникнут претензии со стороны контролирующих органов. Именно поэтому и было назначено судебное заседание. Теперь по поводу успеха и неуспеха. Наш контакт-центр регулярно проводит опросы населения. Согласно исследованию, проведенному недавно в 13 городах-миллионниках, среди страхователей, побывавших в ДТП, 64% были удовлетворены обслуживанием страховой компании. Из оставшихся 36% страхователей 80% были недовольны волокитой, бюрократизмом.
Но эти опросы не показали неудовлетворенности размером тарифов. Поэтому прежде чем менять тарифы, надо накопить статистику за 2 -3 года, проанализировать ее и только после взвешенного анализа корректировать тарифы. При этом нужно учитывать, что убыточность ОСАГО растет в геометрической профессии.
Число удовлетворенных обслуживанием еще не говорит о том, что это качество находится на очень высоком уровне. Но сегодня при обсуждении темы ОСАГО часто забывают, в каких условиях 1,5 года назад закон вводился. Постановление правительства, определяющее правила и тарифы и основополагающее для начала реализации закона, было принято в мае 2003 г. а уже с 1 июля закон вступил в действие. То есть в очень сжатые сроки при массовом наплыве населения разворачивалась не только система продаж, но и система обслуживания клиентов. И вот упомянутые 64% удовлетворенных и есть свидетельство того, что страховщики справились с важной задачей и развернули в стране инфраструктуру по возмещению убытков, которой просто не существовало.
Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство, о котором практически не говорят. Колоссальный рынок объемом больше 1 млрд. долларов был создан за один год без серьезного напряжения со стороны конечного потребителя. Опять-таки опросы не показывают раздражения высокими тарифами. В среднем по России тарифы в 2 раза ниже, чем в Восточной Европе. Даже относительно среднедушевых доходов населения.
Не говорится и о том, что создан новый рынок с большим количеством рабочих мест. Только в системе урегулирования убытков «Росгосстраха» создано 2500 новых рабочих мест, причем в основном в регионах, где вопрос безработицы стоит остро. И сегодня главная задача — повысить качество самого продукта и уровень обслуживания клиентов.
***
Писатель Татьяна Устинова:
«Страхование» — прекрасное русское слово происходит от слова «страх». «Автогражданка» — попытка немножко избавить от этого страха. А сам страховой полис — это своеобразная таблетка от страха, которая может предать человеку уверенности.
Автострахование и страхование вообще — это и есть то самое наше будущее, которое неизбежно когда-нибудь грянет.
***
Если виновник сбежал с места ДТП...
«Меня стукнули и уехали. Мне автогражданка убытки не возместила, так как не установлен виновник. Но ведь в пределах страховой суммы обязаны были вернуть деньги, хоть часть их, а это в законе не предусмотрено. Безобразие! Набивают карманы, поэтому Дума и лоббирует закон об обязательной страховке».
Татьяна М. Санкт-Петербург.
Письмо нашего читателя из Санкт-Петербурга комментирует представитель РСА:
- В соответствии со статьей 18 Федерального закона об обязательном страховании автомобильной и гражданской ответственности N 40 выплаты пострадавшему осуществляются и в случае, когда виновник скрылся с места ДТП. Но это происходит только в том случае, если пострадавший получил какие-либо травмы. Таков закон. Соответственно, если здоровью вашего читателя, не дай Бог, был причинен вред, он имеет полное право обращаться в РСА и получит компенсационные выплаты. Что касается непосредственно выплаты по «железу», то в настоящий момент ремонт автомобиля закон не предусматривает.
***
фото: