Перейти к основному содержанию

Главная      Жизнь за Полярным кругом - это уже ГО и ЧС

Жизнь за Полярным кругом - это уже ГО и ЧС

Взрыв в подъезде жилого дома в Архангельске в марте 2004 года унес жизни 58 человек. 10 лет назад на пути из Таллина в Стокгольм затонул пассажирский паром "Эстония", а вместе с ним 900 человек. 143 пассажира погибли в результате падения самолета ТУ-154 на острове Шпицберген 8 лет назад. Кошмаром для тихой, спокойной Лапландии стала произошедшая в марте 2004 года автобусная авария, унесшая 23 жизни. Был еще "Курск", и "Комсомолец", и множество других страшных событий, случившихся на далеких северных морях и дорогах.

География этих катастроф, очерченная только северными регионами России и Европы, приведена не случайно. Здесь мы будем говорить только о регионе под названием Баренц-регион - это огромные просторы, объединяющие север Норвегии, Финляндии, Швеции, России, находящиеся в районе Баренцева моря. За взрывами в Москве, кошмаром Беслана, гибелью пассажиров самолетов в августе 2004 года мы как-то забыли, что и за Полярным кругом есть жизнь, которая нуждается в защите.

Именно этому был посвящен международный семинар "Журналистика в чрезвычайных ситуациях", организованный объединением журналистов северных стран "Баренц-пресс" и проведенный в конце ноября в Мурманске и Лапландии - самой северной губернии Финляндии.

Два десятка журналистов, спасателей, полицейских, пожарных из разных стран выясняли, кто и как нас будет спасать в экстремальной ситуации.

Мурманская область-Финляндия: проверки на дорогах

"Если что-то случилось с автомобилем или с вами - решайте эту проблему в Мурманске или на границе. Потом вам никто не поможет", - четко сформулировал тему Андрей Барабанов, госинспектор управления ГИБДД УВД Мурманской области. А я, знакомая преимущественно с лакированными представительскими трассами типа СПб-Торфяновка, все не могла понять: почему? Почему никто не поможет? Только когда мы сели в автобус и поехали к финской границе, поняла почему...

Мурманская область - это 176 тысяч квадратных километров, большая часть трасс проходит по глухой лесотундре или тайге, где, кроме лосей и росомах,- никого и ничего. Сотовой связи нет, она магически обрывается, как только переезжаешь государственную границу или выезжаешь из Мурманска. Сама трасса (конечно, до Финляндии) напоминает стиральную доску - такое узкое ухабистое скользко-ледяное нечто. Естественно, неосвещенное.

За 10 месяцев 2004 года в Мурманской области случилось 784 ДТП, в которых погибли 74 человека, а более тысячи получили травмы различной степени тяжести (для сравнения: в 2003 году произошло 778 ДТП, 93 погибших). С начала года в Мурманске произошло 106 дорожно-транспортных происшествий с детьми.

В ходе реализации проекта ТАСИС финские коллеги передали мурманским детям 5000 светоотражателей (специальных значков, которые вешаются на одежду и в свете фар даже во время полярной ночи позволяют заметить человека на дороге). Как рассказал Андрей Барабанов, такая "мелочь", как эти светоотражатели, на 50% снизила количество ДТП с участием детей. В ближайшее время еще для 12 тысяч юных северян дорога станет безопаснее - очередная порция катафот на подходе. Кстати, в Финляндии пешеходам не просто рекомендуется, а они обязаны использовать отражатели. В их эффективности мы убедились сами, когда ночью на трассе метров за 200 заметили двух пешеходов - их значки горели, как маленькие лампочки.

Почему финские "гаишники" не берут взяток

Андрей Барабанов - инспектор во всех смыслах положительный, но даже он умудрился в Финляндии "влететь" на крупный штраф: превысил скорость на 10 км/ч, за что был оштрафован на 100 евро. Конечно, интересно было узнать, берут ли финские дорожные полицейские взятки. Барабанов категорично ответил, что нет, не берут. Хотя поначалу наши российские водители и пытаются дать.

Этот же вопрос мы задали и в самой Финляндии милейшему Петри Ниске - специалисту организации безопасности движения "Лиикеннетурва". Он подтвердил, что это совершенно невозможно: если полицейского "застукают" за получением взятки, то наказание будет такое, что он на всю жизнь запомнит. Вплоть до тюремного заключения.

Вообще в Финляндии создалось впечатление, что у них на дорогах так тихо и спокойно не только благодаря финскому менталитету, который предполагает законопослушание, вежливость, спокойствие, но и потому, что каждый водитель уверен в неотвратимости наказания за нарушения. Штрафы там такие, что мама не горюй: за значительное превышение скорости можно расстаться с 200 и больше евро, за непристегнутый ремень безопасности - от 50 евро, а пьяный за рулем может запросто лишиться прав и сесть в тюрьму. В Финляндии вообще любопытна система штрафов: он зависит от зарплаты нарушителя. Чем она больше и чем, соответственно, серьезней нарушение - тем больше штраф. Сумму зарплаты блюстители закона узнают в налоговой инспекции, а дальше определяется размер наказания. Кстати, если ПДД нарушает иностранец и решит не платить штраф, а тихонечко удерет обратно на родину, то больше его не пустят ни в Суоми, ни в любую другую страну - участницу Шенгенского соглашения. Так что думайте сами...

Организация, в которой работает педагог по образованию Петри Ниска, - организация добровольная (кстати, такие добровольцы в Финляндии повсюду - от дорожной полиции до спасательных и пожарных организаций. Денег там не платят вовсе или платят небольшие, но зато это почетно и интересно). Есть в Финляндии Союз автомобилистов, в который входят 57 добровольных организаций-помощников. Контролирует их министерство транспорта, а финансируется их деятельность процентами со страхования, около 5 млн. евро в год. Плюс спонсорская помощь.

В среднем в ДТП в Финляндии (население около 5 млн. человек) ежегодно погибают до 400 человек. В губернии Лапландия за год погибли 100 человек, 1000 были ранены. Основные жертвы ДТП - пешеходы (в основном пожилые) и велосипедисты, которые либо не соблюдают правил, либо ездят без защитного шлема. В год зарегистрировано 30 тысяч аварий, связанных с велосипедами, в среднем в год погибает 60 велосипедистов.

К детям на дороге в Суоми отношение особенно бережное. 5 погибших на дороге детей дошкольного возраста в год - это уже ЧП. Основная группа риска - подростки, которые с 15 лет могут кататься на мопедах и снегоходах, а с 18 лет получать автомобильные права. В среднем за год в Финляндии погибает 40 начинающих юных водителей. Поэтому профилактика - основа основ.

"Мерседес" для добровольца

В Мурманске о работе спасателей нам рассказывал Владимир Гриднев - главный специалист ГО и ЧС Мурманской области. В холмистой, гористой, лесистой и холодной Мурманской области работы спасателям хватает: дорожно-транспортные происшествия, лесные пожары, сход лавин, рыбаки, охотники и туристы, заплутавшие в многочисленных реках и озерах. Мурманская областная администрация и губернское правление Лапландии разработали проект, регламентирующий действия сторон в целях повышения безопасности и повышающий взаимодействие спасательных служб обеих стран в случае ЧС.

С февраля по ноябрь 2004 года на всех водоемах Мурманской области утонуло 69 человек. В этом году здесь произошло 1215 пожаров, в огне погибло 43 человека. В 2001 году при сходе снежной лавины в Хибинах погибли 2 туриста.

Снаряжение спасателей - вопрос больной. Своего вертолета нет, приходится арендовать. С другой техникой тоже небогато - ездит кое-как, и ладно. Денег-то нет! Зато нетрудно представить себе выражение лица Владимира Гриднева, если бы он увидел рядовое снаряжение рядового центра спасения маленького (3 тыс. жителей) финского городка Ивало округа Инари (7 тыс. человек). 10 специальных спасательных машин, самые старые из которых - производства 90-х годов, несколько снегоходов, квадроциклы, лодки, снаряженные всем необходимым спасательным оборудованием. Вертолета своего, правда, тоже нет, зато его в любой момент можно арендовать на "спонсорские" деньги. И все равно главный спасатель округа Инари Маури Хонкала переживает: Инари - самый большой муниципалитет в Лапландии, площадь 17 тысяч с лишним квадртаных километров, глухие леса, высокие сопки и 300 островов, куда любят забираться неопытные туристы. Вот и приходится четырем инарским пожарным и их многочисленным добровольным помощникам круглый год спасать местных жителей и путешественников. Кстати, добровольным помощником спасателей тоже может стать далеко не каждый: надо 200 часов отучиться на специальных курсах, сдать экзамен, чтобы потом получать за свою работу всего несколько евро в час. Зачем это надо домашним финским парням - расскажем ниже.

Спасательная система Лапландии: 160 пожарных на 188 тыс. жителей, 140 единиц специальной техники, не считая водного транспорта, финансирование - 10,8 млн. евро в год (по 57 евро на каждого жителя Лапландии). За год в центр спасения округа Инари поступает до 300 заявок по поводу различных ЧС.

Дальше на нашем пути лежал Саариселькя - поселочек с населением 400 человек, но зато имеющий собственную тропическую спа-купальню, десять горнолыжных оборудованных спусков и лучшие в Финляндии трассы для равнинных лыж, благодаря чему за сезон население Саариселькя увеличивается до 15 тысяч человек.

В Саариселькя имеется собственный спасательный центр, в котором постоянно работают 30 добровольцев плюс отдельный женский отряд, специализирующийся на оказании первой медицинской и, так сказать, бытовой помощи пострадавшим (обеспечение едой, горячим питьем, прочими мелочами). В отряде много местной молодежи от 10 до 16 лет, которая отлично знает окрестности, умеет пользоваться снегоходами и может в случае чего оказать первую помощь или хотя бы вызвать подмогу.

Спасатели Саариселькя за год делают до 150 выездов при ЧС. Причины те же: пожары, автоаварии, заблудившиеся в лесу или в горах туристы, подвыпившие лихачи, задумавшие съехать с высоких лапландских гор на финских санках.

Зарплата у добровольных спасателей, повторяю, чисто символическая - несколько евро в час. И когда мы спросили их, ради чего они сидят тут ночью, сдают экзамены и возятся со своей техникой, нашему вопросу удивились: "А кто окажет помощь моей семье, случись что? Такие же добровольцы!"

Секс в Финляндии есть. Но культурный

"Финских журналистов тут нет? А то им лучше не писать ни о чем", - первым делом заявил начальник полиции губернии Лапландия Пенти Саира.

"Ага! - начали было радоваться мы. - Вот она, свобода слова! Значит, есть что от своих скрывать!"

Как бы не так. Оказалось, что на носу - выборы начальника полиции Финляндии (да-да, там это должность выборная), поэтому в целях политкорректности местным журналистам нежелательно ругать или восхвалять фигуру шефа лапландской полиции и всю работу в целом - мало ли как конкуренты это воспримут. Может быть, именно поэтому г-н Пенти Саира держался даже более сдержанно, чем положено и без того сдержанным финнам, да еще и полицейским. Но на вопросы отвечал честно и даже пару раз улыбнулся.

Первым делом г-н Саира обрадовал: за последний год практически удалось ликвидировать проблему проституции, которая остро стояла до начала 2004 года. Девушки, как вы догадываетесь, прибывали в холодные северные края из близких восточных, точнее, из России: Мурманской, Архангельской, Ленинградской областей и Карелии. Но теперь благодаря сотрудничеству финской полиции и нашей милиции с проститутками в Лапландии практически покончено. Их сюда просто не пускают или немедленно выдворяют обратно.

Зато огорчают финскую полицию другие проблемы - например, возрастающее количество незаконных эмигрантов из Восточной Европы и Азии, которые пытаются попасть в Финляндию через ее северные границы. За последний год число таких эмигрантов достигло 3,5 млн.человек. Правда, подчеркнул Пенти Саира, российские пограничники работают очень хорошо и со стороны России нелегалам попасть в Суоми трудно, однако они ищут другие пути и пытаются пробраться в страну через Швецию и Норвегию.

Через пограничный пункт Лотта (Мурманская область-Лапландия) в 2003 году прошли 102 тыс. чел., из них 50% - граждане России. Пропускная способность пункта Лотта возрастает с каждым годом на 7-8%.

Растет озабоченность финских полицейских в связи с распространением наркотиков, которые производятся в Южной Европе и попадают в Финляндию через Швецию (начальник полиции подчеркнул, что не было еще ни одного случая доставки наркотиков через российско-финскую границу). Финских полицейских волнует не столько сама проблема их распространения, сколько тот факт, что большинство преступлений в стране совершается именно наркоманами (из 10 наркоманов 6 совершают те или иные преступления). Правда, особенно остро эта проблема стояла в Суоми в середине 90-х годов, сейчас ситуация улучшилась. Думаю, в большей степени благодаря финскому законодательству, которое предусматривает суровое наказание не только за распространение, но даже за хранение наркотиков. Например, впервые попавшемуся с наркотиком грозит тюремное заключение от 4 до 7 лет либо очень крупный штраф (как мы уже писали выше, сумма штрафа в Финляндии за различные правонарушения зависит от размера зарплаты).

В Лапландии за год совершается около 15 тыс. преступлений. В основном это мелкие кражи (4 тыс.), насилие (2 тыс.), незаконная продажа спиртного, кражи машин. В 2004 году в губернии Лапландия зарегистрировано 9 случаев преступлений против иностранных граждан (всего за 11 месяцев в Финляндии было 20 таких преступлений).

Естественно, российские журналисты не могли не поинтересоваться, как ведется антитеррористическая работа в стране, тем более что за несколько дней до нашего визита в Финляндию в российских СМИ прошла информация о возможной угрозе терактов в Северной Европе, в том числе и в Финляндии. Пенти Саира сначала, видимо, плохо поняв перевод, сказал, что ни о чем таком они не слышали, затем поправился: "Наши спецслужбы оценили обстановку и решили, что реальной опасности нет".

"О-о, у нас тоже бывают ЧП в ЖКХ - мы 5 часов были без света!"

С губернатором Лапландии мы разминулись - она как раз отправилась с визитом в Мурманскую область. Зато нас пригласил в гости ее первый зам - канцлер управления губернии Лапландия Осмо Курола. Сам себя он представил "вулканологом". Мы сначала буквально решили, что это его специальность, а потом дошло, что название нарицательное - просто господин канцлер как международный инспектор отвечает за всякие экстренные ситуации в губернии и за рубежом, то есть за ГО и ЧС, и его постоянно посылают во всякие "горячие" точки.

Сегодня, по словам господина канцлера, финнов больше всего беспокоят техногенные и экологические катастрофы. Недалеко Кольская АЭС, а все ветры дуют именно в Лапландию. Мало ли что... Поэтому за последние годы резко активизировалось сотрудничество лапландских спасательных служб и их коллег из Мурманской области, которые делятся опытом и проводят совместные учения на случай вероятных чрезвычайных ситуаций.

(Неожиданно прервав деловую встречу, господин канцлер пошел разливать журналистам чай и резать пиццу. Первый раз за всю мою журналистскую практику чай мне подавал лично замгубернатора!)

После этого встреча начала носить более неформальный характер, и ваш корреспондент не удержалась от своего "любимого" вопроса: а бывают ли в благополучной Финляндии аварии ЖКХ, а если бывают, то что это для них - ЧС или так, мелкая неприятность?

"О-о, конечно, у нас бывают ужасные аварии! Как раз два дня назад в половине Хельсинки отключился свет, его не было несколько часов! - радостно, как мне показалось, отреагировал канцлер. - А еще была одна авария четыре года назад здесь, в Лапландии. Практически полгубернии несколько часов сидело без электричества, а на улице - минус 40. Из-за морозов не смогли вовремя подвезти торф, на котором работают местные электростанции".

Я спросила, понес ли за это кто-то наказание. Мой вопрос дважды переводили, пока финны не поняли, в чем дело: "У нас электростанции частные или муниципальные, везде есть свой хозяин. Но, чтобы наказать частника или чиновника, надо доказать, что был злой умысел, что он это сделал нарочно. А нарочно, конечно, никто такое делать не будет". Я продолжала приставать, объясняя, что вот в российском законодательстве есть такой термин: преступная халатность. Финны опять долго совещались, потом заявили: в принципе, у них такое возможно, но подобное происходит очень редко, 1 раз в 5 или 10 лет, и доказывать это надо только в суде. Они не припомнят подобных прецедентов.

Вообще, губернское правление, то есть самые большие начальники, подключаются только тогда, когда возникают особенно серьезные ситуации. Все остальное - дело муниципалитетов и хозяев каждого подразделения, работающего в этой сфере. Вот если уже им самим не справиться или ситуация "чересчур" - тогда правление, как выразился г-н канцлер, "берет все нитки в свои руки".

Человек быстро привыкает к хорошему. За несколько дней, проведенных в Лапландии, я научилась многому: прицепила на одежду светоотражатель; перестала крепко прижимать к сердцу сумочку с деньгами и с документами; на переходе стала любезно пропускать машины, которые еще более настойчиво пытались пропустить меня; не забываю пристегивать в машине ремень безопасности; расслабленно оставляю верхнюю одежду в незапертом гардеробе или холле гостиницы в полной уверенности, что ее никто не тронет; обязательно пропускаю вперед разный спасательный транспорт и по-детски верю, что и у нас, случись что, тебя обязательно спасут, помогут, обогреют и утешат.

Однако Родина быстро расставила все по своим местам: посадка на самолет Мурманск-Санкт-Петербург незапланированно затянулась, поэтому бдительная вначале служба охраны аэропорта последних в очереди на посадку пассажиров практически недосматривала и торопила: скорей-скорей, да ладно вам, не раздевайтесь. Думаю, если бы я была террористкой, то граммов 200-300 тротила пронесла бы в самолет запросто. По крайней мере, на мой складной нож-штопор, давеча конфискованный и сданный в багаж в Пулкове, а потом возвращенный в обычную дамскую сумочку, в Мурманске никто не обратил внимания. А жаль...

СПб-Мурманск-Ивало-Рованиеми-СПб