Перейти к основному содержанию

Главная      Не стесняйтесь судиться

Не стесняйтесь судиться

"Саратовский Арбат" продолжает автоакцию "Заставим страховщиков работать!"

Сначала октября наша газета проводит заочный читательский семинар по итогам первого года действия закона об обязательном автостраховании. Вместе с нами в автоакции участвуют другие газеты Издательского дома "Провинция". Всего акцией охвачено 35 российских регионов.

За полтора месяца журналисты успели выслушать не одну сотню читательских историй и получить по ним комментарии страховщиков. Картина получается довольно интересная.

Прежде всего, оказывается, далеко не все водители "утираются" , столкнувшись с попытками страховых компаний занизить размер выплат или уклониться от них. Не все пишут, как издавна повелось на Руси, слезную жалобу в Кремль. Многие действуют вполне по-европейски: спокойно подают иск в районный суд и, пройдя через канитель и нервотрепку, выигрывают дело.

Так было в Астрахани. Герман Щеголев попал в мелкое ДТП: прямо на улице водитель стоящей в соседнем ряду машины не вовремя открыл дверцу и поцарапал "шестерку" Щеголева. Компания виновника "Росгосстрах-Юг" поначалу отказывалась признать этот случай страховым: дескать, обе машины не двигались, значит, не были участниками дорожного движения. Однако суд Советского района объяснил страховщикам, что они не правы, и теперь компания полностью выплатит Щеголеву компенсацию.

В Кемерово "Тойоту" Игоря Нужденко протаранила идущая на красный свет "Волга" , у Игоря были свидетели, но компания "НСГ-Росэнерго" также не торопилась ему выплачивать страховую сумму. "Дожать" компанию помог суд.

В Ульяновске сильно стукнули "ИЖ" Вадима Газанова, компания виновного согласилась выплатить компенсацию за ремонт, но отказывалась заплатить за утрату товарной стоимости машины. Об этом, мол, разговаривайте с самим виновником аварии. Но Вадим подал на компанию в суд и выиграл дело.

Вообще, вокруг "утраты товарной стоимости" ломается много копий. В п. 63 Правил ОСАГО размер страховых выплат трактуется как "размер расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая" , в п. 64 перечисляются восстановительные работы. Восстановление товарной стоимости в их числе не названо. Страховщики толкуют это в свою пользу: мол, ремонт и запчасти мы оплачиваем, а что "битая" машина даже после качественного ремонта теряет в цене - не наши проблемы.

Но суды очень часто с этим не соглашаются!

В Белгородской области владельцу "Лексуса LX" компания заплатила за ремонт 40 тыс. рублей, но отказывалась платить за утрату товарной стоимости. Ее заставил сделать это суд. Компания доплатит хозяину иномарки 33739 рублей.

- Я посчитала, что утрата товарной стоимости автомобиля является реальным ущербом. В результате повреждения и последующих воздействий ремонтных работ ухудшается внешний вид автомобиля, снижается срок службы деталей, - прокомментировала свое решение судья Нина Семендяева.

В Воронеже через суд добился компенсации за "товарный вид" Павел Дергачев, в Омске - Ольга Благодарная-Черникова. Жительница Пензенской области Галина Ванеева, которой страховщики "насчитали" за покореженную машину 40 тысяч рублей, обратилась в суд, и компания сразу же пошла на мировую и заплатила Ванеевой более 100 тысяч.

Известный нижегородский адвокат Сергей ОСТРОУМОВ призывает всех автолюбителей:

- Не стесняйтесь обращаться в суд. Суды, иски и еще раз суды. Вот что заставит страховщиков работать как надо. Прецеденты и создают практику. Нельзя забывать и о незыблемых законах рынка, регулирующего все, и автогражданку в том числе. Столкнулись с наплевательским отношением к своим проблемам? Не скупитесь на "рекламу" этой компании перед друзьями и знакомыми. И помощь прессы в этом деле очень к месту.

В самом деле, если о "подвигах" страховщиков рассказывать не в курилке, а в газете, то резонанс получается серьезный. Вот, например, в Краснодарском крае начальник межрайонного центра урегулирования убытков одной крупной компании издал незаконный приказ, предписывающий пострадавшим в ДТП водителям производить оценку ущерба только в этой компании. До того как историей занялась газета, большинство водителей только тихо чертыхались, а сейчас начальник того начальника объясняет корреспонденту и читателям: нет, что вы, мы не запрещаем, мы предлагаем выбор... То есть вопрос, похоже, решен.

До конца года мы с вашей помощью рассчитываем составить и опубликовать рейтинг страховых компаний. Кандидатов в "двоечники" набирается уже немало.