Перейти к основному содержанию

Главная      С ОСАГО НЕ СОГЛАСЕН!

С ОСАГО НЕ СОГЛАСЕН!

Пару недель назад инспектор ДПС, составивший в мою честь протокол, удивленно спросил: "С чем Вы не согласны?", когда в, в общем-то, по привычке, написал в графе "Объяснение нарушителя": "С протоколом не согласен!" Я не стал распространяться под холодным дождиком на вечернем перекрестке о моих соображениях в отношение ОСАГО. Ведь именно на основании этого (так и хочется воспользоваться коммунистической лексикой, используя звонкие прилагательные вроде "бесчеловечный, грабительский, драконовский"), по-моему, еще и просто бестолкового закона, мне и довелось пообщаться с тем сержантом. Впрочем, этот эпизод лишь утвердил меня в том, что было ясно уже давно.

Итак, по порядку. Случилось так, что отцу нездоровилось и поэтому за руль его машины сел я, а он сидел рядом. Разумеется, у меня при себе были "права", у отца - все документы на машину. И, разумеется, бумаги по ОСАГО, в которые я не был вписан просто потому, что у меня есть своя машина и отцовской я не пользуюсь. На основании этого бдительный сержант, усмотревший в потоке машин пожилую "двадцать четверку", и составил протокол.

Чтобы объяснить, с чем я не согласен, не требуется, во-первых, во-вторых, и т.д. Я не согласен всего лишь с самим принципом автострахования. Как известно, ныне каждый полис привязан к конкретному автомобилю и его мощности и лишь потом - к водителю. Если у человека несколько машин, то он должен страховать их все, хотя физически не сможет ездить на всех машинах одновременно.

Мой случай также показателен. Допустим, стало плохо кому-то еще, даже не родственнику, а просто постороннему человеку. Его надо доставить в больницу на его же машине, иначе он умрет. По закону он должен именно умереть, потому что вряд ли в его полис ОСАГО вписан его потенциальный спаситель.

Страховщик скажет, зачем же такие крайности? И будет прав. Давайте проще. У товарища сломалась машина, а ему срочно надо ехать. Он пришел ко мне поздно вечером: "Дай на пару дней машину". Мне не жалко и мне в эти дни машина не нужна. Но я не могу ему ее дать: в чертов полис вписан только я.

Ну, разумеется, в жизни мы дружно наплюем на эти ограничения, наложенные ОСАГО, и сделаем так, как этого требует здравый смысл. И тот же здравый смысл требует, чтобы для полиса ОСАГО базовым документом должно быть только водительское удостоверение, а в качестве коэффициентов должны использоваться такие критерии, как водительский опыт, количество и тяжесть совершенных ДТП, количество нарушений ПДД. Пользуясь юридическим языком, под действие закона должна подпадать гражданская ответственность не владельцев транспортных средств, а лиц, управляющих этими самыми транспортными средствами. Неважно, нет у тебя машины или их десяток, неважно, что у тебя: старая "шестерка" или "икс пятый". Совершенно ясно, что можно быть дисциплинированным и внимательным водителем, управляя мощным джипом товарища, а можно быть последним стритрейсером на полуживой "ГаЗели".

Разумеется, все это знают и депутаты Госдумы, и страховщики. Но, очевидно, закон в его нынешнем виде выгоден и тем, и другим. Ну, еще и "гаишникам", ведь не все же сразу отправляют инспектора составлять протокол, а предпочитают "договариваться"... Но хочется надеяться, что рано или поздно здравый смысл победит и, в общем-то, необходимое ОСАГО примет нормальный цивилизованный вид.

Хотя...