ВСТАНЬТЕ В ОЧЕРЕДЬ, или Заметки на полях полиса "автогражданки"
Переход от дикого рынка к цивилизованному знаменуется тем, что государство устанавливает законы общей деятельности по правилам рыночной экономики. То есть когда при возникновении проблем их решение идет не "по понятиям", а по закону. Однако почему-то до сих пор есть и, наверное, еще долго будут существовать фирмы и фирмочки, компании и компашки, занимающиеся, как говорил великий комбинатор Остап Бендер, сравнительно честным отъемом денег у законопослушных граждан.
Все люди являются участниками дорожного движения. Мы или пешеходы, или водители, или пассажиры. Год назад в нашей стране был принят Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - так называемая автогражданка. Казалось, все правильно и хорошо. Застраховался - и катайся спокойно по дорогам. А если что-то случилось, заполни пару документов, отправь в страховую компанию и через 15 дней получи деньги, которые если не в полной мере, то хотя бы на 70-80% компенсируют понесенный материальный ущерб.
Но, как гласит русская пословица, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги", а "овраги" - это страховые компании, которые денежки собрали, а вот с отдачей у них проблемы. Наверное, их девизом стали слова пещерного капитализма: "Обмани другого, ибо он обманет тебя", а вот жить по цивилизованным законам такие компании не умеют или не хотят. По различным источникам, в России страховые компании собрали по страховым полисам "автогражданки" около 40 млрд. руб., а выплатили автолюбителям, в счет компенсации понесенного материального ущерба, немногим более 10 млрд. руб. В такой капиталистической арифметике разбираются даже воспитанники детского сада, чистая прибыль до 300% - выгодно!
В нашем регионе существует около десятка страховых компаний, занимающихся "автогражданкой". Замечу, что этот вид страхования для страховых компаний является не обязательным, а добровольным. То есть, хочешь предоставлять эту услугу - работай по закону, не можешь выполнить требования законодательства - работать не имеешь права.
Но очень многие автолюбители столкнулись с тем, что на деле получается не по закону, а "по понятиям".
Летом с.г. ваш покорный слуга на своем "железном коне" попал в ДТП. Ситуация для многих автолюбителей известна и банальна. Задним ходом на вас едет автомобиль, его водитель или не смотрит в зеркала заднего обзора, или не видит вас. В общем, как говорят, "движение задним ходом осуществляется до характерного стука или удара". И вот - бам!!! Вы понимаете, что теперь придется делать то, что так не хочется, - ремонтировать своего "железного друга".
Заполнили документы, приезжает инспектор ГИБДД, составляет схему, - в общем, все по закону. У виновника ДТП страховой полис компании "Росмедстрах". Казалось, я должен был сдать документы в эту компанию и через 15 дней получить средства, которые позволили бы устранить повреждения, нанесенные в результате аварии.
По различным причинам документы удалось сдать 7 сентября, ожидая, что к 25 сентября получу деньги.
"Наивный!" - скажут одни. "Щас!" - ухмыльнутся другие. "Разбежался!" - отметят третьи. Да, дорогие друзья, вы все оказались правы. Но ведь хочется верить, что законы существуют для всех!!! Так должно быть!!! Неужели опять, как говорил великий сатирик Аркадий Райкин, "задний кирильцо - завсклад, товаровед". Неужели в условиях рынка такое возможно? Оказалось, да!
В течение сентября представитель компании "Росмедстрах" Алексей Владимирович Кусков говорил, что документы ушли в Москву, ждем ответа, позвоните завтра, послезавтра, через три дня и т.д. К 1 октября, наверное, устав от общения со мной или, может быть, от стыда за деятельность своей компании, он направил меня к своему директору Т.Б. Аликперовой.
Разговор с Татьяной Борисовной был ярким, насыщенным и незабываемым. После него я понял, что есть клиенты и посолиднев, и с более весомым материальным ущербом, и вообще мне, наверное, должно было стать очень стыдно, что я побеспокоил страховую компанию "Росмедстрах" своей проблемой. Но, чтобы я все-таки успокоился, мне торжественным голосом госпожа Аликперова сообщила, что меня поставили в очередь на получение денег, и их я получу... в ноябре. В чем я теперь сомневаюсь. Как ни читал я Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и "Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, не нашел я там ни графиков на выплату денежных средств, ни какой-либо другой очереди. Но п. 70 вышеуказанных Правил гласит: "...Страховщик в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пунктах 44, 51, 53-56 настоящих Правил, составляет акт о страховом случае, на основании которого осуществляет страховую выплату потерпевшему либо направляет письменное извещение о полном или частичном отказе в выплате с указанием причин отказа".
Если в страховой компании "Росмедстрах" в нарушение действующего законодательства существует такой график, очередь и т.п., значит, по моему мнению, она нарушает закон и, как следствие, не имеет права заниматься таким видом страховой деятельности, а, если она им занимается, значит, она просто обманывает государство и клиентов, т. е. нас с вами, уважаемые читатели.
Общаясь с автолюбителями, я понял, что моя проблема близка многим. На что надеются такие компании? Мне кажется, на то, что мы, по старому стадному принципу, будем молчать и ждать, когда нам вернут наши законные средства. Причем, наверное, сделав так, чтобы при их вручении мы поняли, что нас облагодетельствовали. Может, кто-то и назовет это новым менеджерским ходом, но, по-моему, - это заурядное базарное хамство с неприкрытым пренебрежением к законопослушным гражданам.
Нарушение положений Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" по получению автолюбителями денежных средств в страховой компании "Росмедстрах" навеяло на меня воспоминания о недалеком прошлом. Уважаемые читатели, вы помните времена кончины "МММ", "РДС", "Хопер-инвеста"? Тогда тоже формировались очереди на получение средств гражданами, доверившими свои сбережения рыночным мошенникам. Сколько тогда осталось обманутых?
Вы спросите: что надо сделать для того, чтобы подобных компаний не было? Ответ один - это законно непримиримая позиция по искоренению рыночной бюрократии. Лично я не хочу чувствовать себя толпой, я - человек! И хочу, чтобы на мои права никто не покушался!
Я начал подготовку документов для подачи в суд с целью отозвать лицензию страховой компании "Росмедстрах" по страхованию гражданской ответственности водителей автотранспортных средств.
Если вы знаете о подобных примерах, у вас есть необходимые документы, и вы готовы отстаивать свои права, звоните. Верю, нас большинство!
Если есть человек, способный оказать квалифицированную юридическую помощь и помочь отстаивать наши интересы в суде, - звоните. Верю, такие есть!
Автолюбители, объединяйтесь!