Автостраховщики оценили жизнь российского автовладельца
Уже больше года российские автовладельцы знакомы с ОСАГО, и можно подводить предварительные итоги этого этапа реализации закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Это и попытались сделать главные редакторы наиболее влиятельных региональных газет на совещании с участием заместителя исполнительного директора российского союза автостраховщиков (РСА) Андрея Батуркина и генерального директора страховой компании "Согласие" Александра Жука.
Как сообщил Андрей Батуркин, сегодня членами РСА являются 175 компаний, из которых 163 - активные участники страхового рынка и продают полисы ОСАГО, а 12 - члены-наблюдатели. Причем страховые компании, не являющиеся членами РСА, не имеют права продавать полисы ОСАГО. За прошедший год, по словам Андрея Батуркина, было продано около 20 миллионов полисов, что несколько удивило страховщиков, поскольку превысило ожидаемый результат. Получается, что полисы приобрели около 90 процентов автовладельцев. Андрей Батуркин считает, что за этот период действия ОСАГО был налажен механизм урегулирования страховых случаев, а их было около 535 тысяч. Из них к 1 июля 2004 года было возмещено и урегулировано 434 тысячи случаев. Общая сумма страховых премий к этому сроку составила 48,2 млрд. рублей, а сумма выплат - 8,2 млрд. рублей. Средний размер выплат - 18,9 тысячи рублей. Сформирован и фонд компенсационных выплат. По словам Андрея Батуркина, зафиксированы попытки мошенничества со стороны некоторых автовладельцев.
Сказанное вызвало главных редакторов на дискуссию. Ирина Панченко из Нижнего Новгорода, например, поинтересовалась, насколько обоснованы первоначальные прогнозы РСА о заведомой невыгодности ОСАГО. Ведь, предполагая это, автостраховщики не пошли на уступки даже пенсионерам-"подснежникам", которые используют автомобили только летом, для поездок на дачу. А получилось, что у страховых компаний за обозначенный период "осело" 40 миллиардов рублей. Андрей Батуркин, прежде уверенно сыпавший цифрами, несколько растерялся. Потом сообщил, что в составе страхового тарифа 20 процентов отводится "для ведения дел" компаний, 3 процента предназначено в фонд компенсационных выплат. Далее он сослался на 300 тысяч случаев, которые на 1-е июля еще не были заявлены ГИБДД. Но все эти расчеты не убедили главных редакторов в том, что автострахование настолько невыгодно, что компании занимаются этим делом исключительно из соображений благотворительности и гражданского долга, а, стало быть, не могут позволить льготные тарифы.
Небольшую ясность в позицию автостраховщиков внес Игорь Жук, заявивший для начала, что считать деньги в чужих карманах - любимое занятие в России. Потом он сказал: "С чего это мы взяли, что бизнес с ходу проявил альтруизм и стал это делать совершенно бесплатно". По мнению руководителя компании "Согласие", "впервые в России жизнь оценили деньгами нормальными". С точки зрения Игоря Жука, "нормальные деньги" - это 160 тысяч рублей, которые получает семья автовладельца в случае его гибели.
Далее главных редакторов интересовало, намерены ли автостраховщики довести до законодателей предложения по поводу тех же тарифов, изменения правил страхования, прозвучавших на совещании. Ведь, по мнению его участников, даже скидка при получении повторного полиса тем, кто обошелся в предыдущий период без аварий, настолько мала, что не может никого заинтересовать а, стало быть, "не работает" в сторону профилактики ДТП. Как сказал на совещании Африкан Соловьев, главный редактор газеты "Советская Чувашия" (Чебоксары), "судя по вашим заявлениям, пока мы этого не слышим и не чувствуем. Вас сегодня ситуация удовлетворяет, и нас это настораживает. Журналисты всегда должны сомневаться".
Андрей Батуркин согласился с тем, что в законе "много дыр", и он будет корректироваться, для этого автостраховщики готовы предоставить в Минфин всю необходимую информацию. В целом же, как сказал А. Батуркин, компании не являются законодателями и сами свои предложения давать не могут.
Игорь Жук был более откровенен: "Нам не нужен негатив по этому закону. Если сейчас будет доказано, что мы "озолотились" и не платим, то мы не сделаем самого главного. Для нас самое главное - "длинные" страховые деньги. Вот это девиз моей конкретной деятельности. Я вынужден буду вывернуться, вынужден буду платить, потому что я не добьюсь иначе главной цели".
Со своей стороны, главные редакторы приводили примеры конкретных случаев, когда участники ДТП не получали компенсаций, когда дела затягивались. А. Батуркин, отвечая на один из таких вопросов, даже предложил журналистскому сообществу Владивостока, где 92-летнему ветерану не выплачена компенсация по ОСАГО, "скинуться" и возместить нанесенный ему ущерб самостоятельно. Это, конечно, всегда можно сделать, но зачем тогда автострахование вообще?
Александру Требунову из Краснодара заинтересовал такой аспект. В России нет системы обязательного страхования имущества, жизни и прочих важных вещей, то как могло получиться, что у нас в первую очередь и так активно занялись страхованием автогражданской ответственности? Как удалось получить такой закон? Она же пожаловалась на неоперативность работы страховых компаний. В ее примере представители фирмы выехали на место ДТП только через сутки. В этом аспекте доверие к ОСАГО теряется.
По мнению А. Батуркина, в данном случае надо говорить лишь о том, что Россия предпоследней в Европе приняла ОСАГО, последней стала Украина, где соответствующий закон действует с 2004 года. И принять этот закон нас заставила жизнь, вернее, те 35 тысяч жизней, которые наша страна ежегодно теряет в результате ДТП. Так что никакого насилия при принятии закона не было. А все претензии в адрес качества работы компаний справедливы, и в каждом конкретном случае надо разбираться. Аудитория в ответ тут же заявила: "Эта ситуация повсеместна".
В заключение диалога А. Батуркин поблагодарил собеседников за участие в разговоре, за предоставленную информацию и высказанные мнения, заявив при этом, что однозначным союзником ОСАГО становятся те, кто уже испытал действие этой системы на собственном опыте. Но, к счастью, одновременно всех автовладельцев подвергнуть этой процедуре невозможно, и РСА не такой ценой хотела бы добиться доверия страхователей. Так что перспектива ясна - это диалог с обществом.
Саратов - Москва - Саратов