ПРЕДУПРЕДИТЬ, НЕ НАВРЕДИТЬ
Молодой генеральный директор страховой компании ТРАНСКО Павел Галайда похож на олимпийца. Но не своим спокойствием, а энергией, которая от него прямо излучается, готовностью быстро разрешить любые вопросы.
В компании Павел Александрович - с 1997 года. А с 1999 года возглавляет ее как генеральный директор. Был избран собранием участников (учредителей). Мы попросили его рассказать о проблемах, связанных с работой ТРАНСКО и методами их решения в рамках российского законодательства.
В начале 90-х годов, когда Госстрах уже не мог охватывать всех и вся, в деле страхования стали возникать частные, акционерные и другие компании. В 1992 году вышел указ Президента России N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".
Основные учредители страховой компании ТРАНСКО смогли соблюсти все необходимые условия, особенно в отношении солидного по размерам уставного капитала, для этого вида страхования. Основной сферой деятельности стало обязательное страхование пассажиров на междугородных перевозках и добровольные виды страхования в сфере автотранспорта.
На сегодняшний день 95% всех пассажиров на автотранспорте, - говорит генеральный директор, - застрахованы у нас. И не только в Екатеринбургской компании ТРАНСКО, но и в Пермском филиале, созданном в 1995 году, а также в Курганском филиале организованном позже, в 1997 году.
Кроме обязательного личного страхования пассажиров, компания занимается страхованием имущества, добровольным медицинским страхованием, а также страхованием опасных производственных объектов (среди них: бензоколонки, газовые котельные и т.п.). Страхуем мы и ответственность перевозчиков. Выходит, что наша компания выполняет весь комплекс услуг по страхованию юридических лиц, а также основные виды подобных услуг по отношению к гражданам, то есть лицам физическим.
Мы давно работаем с предприятиями транспортного комплекса. Руководители их знают о надежности нашей компании и доверяют ей.
Часть страховых сборов, согласно нормативным документам, направляется автоперевозчикам, автовокзалам и автостанциям на предупредительные мероприятия по повышению безопасности перевозок. Основанием служат сметы по технической оснащенности, обеспечению диспетчерской и технологической связи, оздоровлению водителей. По оценке самих транспортников, такие перечисления являются для них существенной поддержкой.
Компания планирует расширять работу с гражданами. Здесь, правда, многое зависит от благосостояния людей, от культуры страхования. Я, например, изучал в США систему страхования, видел, что там страхуют все. Есть, конечно, людям в богатой Америке, о чем беспокоиться и что терять. Страховые компании в рейтинге 500 транснациональных корпораций, по оценке журнала "Форчун", последние 50 лет занимают ведущее место по объему оборота и массе прибыли.
В России народ пока мало страхует жизнь и имущество. А почему? Да жизнь мало ценят, а имущество в основной массе пока невелико.
Когда владельца транспортного средства Закон обязал застраховать свою ответственность, он задумался: есть еще бесценная жизнь, да и имущество. Поэтому, пройдя школу обязательного страхования, когда каждый лично приобретает полис, человек задумывается и о других видах страхования. Особенно в отношении своей жизни и жизни своих родственников. Конечно, трудно рассчитывать, что все сразу начнут страховать свои жизни и разное имущество. Здесь должно пройти время, помноженное на наши усилия.
Наблюдаем и обратное движение. С появлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств резко, на 80% за год, снизился объем добровольного страхования аналогичной ответственности. Почему? Большинство владельцев считают, что одно заменило другое. Но это далеко не так. Особенно, что касается размеров выплат. По закону ОСАГО лимит выплат составляет 400 тысяч рублей. Из них 240 тысяч представляют выплаты за вред, причиненный здоровью, и 160 - за повреждение имущества. При добровольном страховании гражданской ответственности таких ограничений нет. У нас есть случаи, когда люди страхуют свою ответственность до миллиона рублей. То есть владельцам дорогих автомобилей есть большой резон пойти на добровольное страхование гражданской ответственности.
При добровольном страховании гражданской ответственности учитывается потеря товарной стоимости. Это особенно важно для владельца дорогого автомобиля. Однако это считается косвенным ущербом. А Закон ОСАГО учитывает только прямой ущерб. Учет косвенного ущерба этим законам не предусмотрен. (Правда, эксперты и оценщики пытаются разработать методики учета полного ущерба от ДТП. -В.Л.)
Поэтому нам приходится много работать с клиентами, особенно с теми, кто потенциально нуждается и может быть заинтересован в этом виде страхования.
По обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств мы тоже работаем. Но пока в качестве агентов. Продаем полисы других компаний. Решили посмотреть, как пойдут дела. Какие тонкости в этом виде страхования. Картина здесь такова. Основная доля продаж полисов пришлась на ноябрь-декабрь прошлого года. Выплаты же начались в следующем периоде. В середине года убыточность составляла 50%, к концу года мы прогнозируем убыточность до 70%.
Существуют проблемы со сбором материалов. Так, если даже случай признан страховым, для принятия решения о выплате страхового возмещения потерпевшим должны быть представлены многие документы. Это заявление самого страхователя, извещение о ДТП, копии страхового полиса, справка ГИБДД по форме 11, протокол об административном правонарушении, а также постановление по делу об этом нарушении. Сбор документов непростое дело. Особенно трудно получить справку ГИБДД по форме 11, которую выдают только по запросу организации. Не всегда можно уложиться в сроки выплат - две недели, рекомендованные Законом ОСАГО.
Может, и не стоит такой страховой компании, как наша, заниматься деятельностью, связанной с ОСАГО? После серьезного анализа мы решили, что сможем, несмотря на то, что существует множество разных проблем. Большинство проблем со временем будет разрешено. Особенно тех, что касаются цены страхового полиса. Практически все страховые компании приводят обоснованные расчеты того, что цена полиса невысока и не может обеспечить безубыточность данного вида страхования. Нам же твердят одно: народ беден и не может платить больше. Однако даже по европейским меркам семья, имеющая автомобиль, может быть отнесена к среднему классу. Инвалиды же, получив машину от государства бесплатно, имеют не просто скидки, а за них могут заплатить и платят региональные власти.
Среди сторонников низкой цены страхового полиса по ОСАГО было много депутатов Государственной Думы и журналистов. После того как ассоциация страховщиков опубликовала годовой отчет по работе по закону ОСАГО, пресса буквально взорвалась сенсацией: норма прибыли здесь чуть ли не 500%. Но, как уже отмечалось ранее, в расчетах надо учитывать не только поступления и выплаты за короткий период. Важно, чтобы сам период охватывал полный цикл: от вала поступлений до вала выплат.
Аргументом в пользу работы по обязательному страхованию гражданской ответственности является массовость страхователей и возможность определения предупредительных мер, уменьшающих ДТП и тем самым сокращающих объемы страховых выплат. В Пермской и Свердловской областях происходит рост ДТП. И, по нашим наблюдениям, водители, имея страховой полис стали вести себя менее ответственно на дорогах, потеряли осторожность. В Свердловской области такого не наблюдается. Стоит поэтому посмотреть: насколько предупредительный характер имеет работа с организациями. Кроется ли эта причина в слабости Административного кодекса, когда за причиненный ущерб в 80 - 100 тысяч рублей водитель не несет никакого наказания, или есть другие причины.
Ориентируясь на получение лицензии по работе с клиентами по закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, мы надеемся решить многие проблемы, расширить число клиентов по другим видам страхования и тем самым дать зеленый свет нужному молодому, с неустоявшимся механизмом действия Закону ОСАГО.
Считаю, что, несмотря на все трудности по работе с этим Законом, он станет локомотивом страхования. И будет подтягивать другие виды страхования.
Специфика нашей работы такова, что мы держим курс на поддержание деловых отношений с руководителями автотранспортных предприятий и непосредственно, и через союз автотранспортных предприятий Свердловской области. Нас здесь хорошо знают.
С физическими лицами также разворачиваем работу. Здесь мы на рынок страхования вышли недавно и широкому кругу пока неизвестны. Все люди со своим характером. И убеждать в необходимости страхования нужно индивидуально.
Результаты работы - налицо. С 1998 года идет постоянный прирост страховых сборов.Примерно по 15% ежегодно. Хорошо развивается страхование имущества юридических лиц. Здесь за последний год прирост пошел на 30%. По страхованию имущества физических лиц прирост есть, хотя и не такой большой - на 8% за год. Получается, что объемы страхования за последние 5 лет значительно увеличились. Структура страхования также изменилась. Пока страхование, связанное с Законом ОСАГО, мало заметно среди других видов страхования, но в перспективе его доля будет становиться все более заметной.
Мы заявляем о себе не только своей непосредственной работой. ТРАНСКО ежегодно принимает участие в финансировании областного конкурса профессионального мастерства водителей. Эти конкурсы обычно проходят в сентябре. В этом году он состоялся 3 сентября. Из 107 участников определялись лучшие команды и лучшие водители на машинах разного типа. Призы победителям достаточно весомые: холодильники, телевизоры, автомобили. ТРАНСКО финансирует также участие областной команды во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства.
Немалые средства выделяются на профилактику и предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
У ТРАНСКО есть все основания надеяться, что на мы достигнем солидных успехов в деле страхования.