Автогражданин и Автогражданка: оппоненты или союзники?
Многие водители до сих пор видят в страховщиках вымогателей. А что же думают те об автограждание, о ее достоинствах и изъянах? Наш корреспондент обратился к сотруднице компании "НАСТА" Ирине ПРОКОПЬЕВСК.
- Так уж устроен человек, что к любой "обязаловке" относится настороженно. Если не сказать - отрицательно. У нас хватало клиентов и в ту пору, когда автогражданка была делом сугубо добровольным. Очень многие, особенно владельцы дорогих машин, страховали свой транспорт от всех рисков: от угона, от повреждений и на случай нанесения ущерба другим участникам дорожного движения. Спросите их: хорошее ли это дело - страховка, спокойнее ли с ней живется и ездится? Они, разумеется, ответят утвердительно.
Отвлечемся ненадолго от автомобильной темы. Какие еще сегодня существуют формы обязательного страхования? Медицинское. Разве кто-то спорит, что оно необходимо? При поездке за рубеж требуется страховка - медицинская и от несчастных случаев. К этому все мы тоже привыкли. Многие туристические фирмы в обязательном порядке уже страхуют сегодня и тех, кто путешествует внутри страны.
Конечно, хотелось бы верить, что нас любые неприятности обойдут стороной. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Не так давно у нас произошел очень печальный случай. Шестнадцатилетняя девочка, старшеклассница, приехала в Омск на экскурсию. Ее сбила машина. Травмы тяжелейшие: множественные переломы, сотрясение мозга, повреждение внутренних органов. У себя, в Тюменской области, она была застрахована в нашей компании "НАСТА" на время поездки. Родители заплатили что-то около 400 рублей. Мы, в соответствии с договором, взяли на себя все расходы по ее лечению. Как известно, перечень услуг по ОМС ограничен. А девочке требовались серьезные операции, установка аппаратов Илизарова на сломанные руку и ногу. Дорогу до дома, включая проезд в такси до вокзала, тоже оплатила компания. Все это обошлось более чем в 30 тысяч рублей. Согласитесь, не в каждой семье найдется вот так сразу подобная сумма. И что тогда делать, если близкий человек попал в беду?
Вот так и с автогражданкой. Те, кому она сэкономила - в итоге - большие деньги, очень даже ее приветствуют. Давайте все же мы попытаемся правильно расставить акценты. Обязательное страхование необходимо. Это доказывает и мировой опыт. Другое дело, что у нас пока еще не все его механизмы работают отлаженно. И мы, страховщики, прекрасно понимаем, что претензии водителей, столкнувшихся с этим несовершенством, вполне обоснованны.
Начнем с того, что участники ДТП очень долго ждут сотрудников ГИБДД. "Рекорд" у моих клиентов составил 6 часов. Милиция объясняет это тем, что не хватает людей, патрульных экипажей. Но почему бы не разрешить водителям в каких-то стандартных, простых ситуациях, которые не вызывают спора между потерпевшим и виновником аварии, обходиться без милиции? Можно было бы предоставить полномочия осмотра места происшествия службе аварийных комиссаров.
Она в Омске существует, но пока ее сотрудники, выезжая на ДТП, лишь помогают заполнять документы, а "права голоса" не имеют.
Кстати, страховые компании предполагали, что и у них будет специальный штат сотрудников, которые бы выезжали на место происшествия и давали ему оценку. Расходы на это закладывались в смету. Но пока закон не позволяет нам работать без милиции.
До сих пор идут споры о том, надо ли понижать базовую ставку, не слишком ли она велика. Да не она велика, а зарплаты и пенсии наши низки! Как не понять возмущение пожилого человека, который выкладывает за страховку полторы месячные пенсии. Но, с другой стороны, предоставлять ему скидку было бы тоже неправильным: у него, в силу возраста, не та реакция, навыки вождения теряются, и вероятность совершения им ДТП выше, чем молодым водителем.
А вот предоставить возможность страховать автомобиль на любой срок: на месяц, два, или только на выходные дни - вполне разумно. И это как раз - путь сэкономить деньги пенсионеров, которые ездят мало. Считаю, что и ставки должны быть пропорциональны этим срокам использования транспорта. Сегодня же минимальная страховка делается на полгода. Есть, правда, двухнедельная - для машин с транзитным номером, на время перегона, - но ее стоимость составляет 20% от годовой. Это явная "обдираловка".
Ни "НАСТА", ни какая другая компания не может нарушать этот порядок - правила ОСАГО едины по всей стране, и их принимает Законодатель. Но никто не запретит нам их обсуждать и предлагать изменить к лучшему, не так ли? Только хотелось бы, чтобы водители и страховщики не ощущали себя оппонентами. В конце концов, мы работаем для вашего блага. А разговоры о том, что народ обираем... Смею вас уверить, слухи о наших сверхприбылях преувеличены. Кто-то некорректно посчитал, сколько денег собрали страховые компании и сколько выплатили, забыв о том, что поступления-то уже закончились, а выплаты продолжаются. Об уровне рентабельности работы по ОСАГО до конца года говорить вообще преждевременно. Были у нас периоды, когда мы и вовсе несли убытки.
Итак, исходим из того, что все-таки водители и страховщики - союзники. Тогда первым следует прислушиваться к советам вторых. А то бывает как - человек наспех заключил договор у двери РЭУ, чтобы только отмахнуться от ГАИ, и даже не знает, с какой компанией он связался. Правил, разумеется, тем более не читал. Вот и будет ждать, допустим, возмещения нанесенного ему ущерба через пятнадцать дней после ДТП, а на самом деле, по закону, этот срок исчисляется с момента предъявления в компанию всех документов.
Или еще типичная ошибка. Человек не проверил, что пишут сотрудники ГАИ в документах. У нас был случай, когда "девятку" ударила "Ауди" и скрылась с места происшествия. Наш клиент запомнил все три цифры номера, а милиционер эту информацию проигнорировал. То ли возиться поленился, то ли побоялся связываться, поскольку цифры госномера были "блатные". Поскольку "девятка" была застрахована от всех рисков (по КАСКО), то ее владелец деньги получил. Но лишь через два месяца. Такой срок дается на поиск виновника ДТП. На поиск, который в этом случае и не велся. А вот если бы потерпевший настоял, чтобы данные "Ауди" были внесены в протокол, и проследил за этим, то дело, возможно, имело бы более быстрый исход.
Получат ли в подобной ситуации возмещение те, кто застрахован лишь по ОСАГО? Кто будет платить потерпевшему, если виновник ДТП не установлен? К сожалению, эта система пока не отработана. Но, скорее всего, в перспективе такие расходы лягут на плечи Российского союза автостраховщиков, в который компании отчисляют 3% от всех страховых премий.
Эта информация поможет страхователю реализовать свои права. Вот, кстати, и еще одно из них: право на возмещение утраты товарной стоимости (для автомобилей не старше пяти лет). По ОСАГО такие выплаты не производятся. А Гражданский кодекс их предусматривает. Но для обращения в суд есть одно обязательное условие: осмотр экспертом поврежденного автомобиля в присутствии виновника аварии.
Еще раз скажу, что автогражданка вызывает сегодня немало нареканий. Но не надо забывать, что она пока еще слишком молода. И у нее есть время и возможность совершенствоваться. С нашей общей помощью.
***
Полис в подарок (Вопрос, однако, интересный)
Страховщики обещают тем, кто в течение года не допустит ДТП, предоставлять при следующем заключении договора 5-процентную скидку. А если ездить 20 лет без аварий? Будут ли нам в таком случае полис дарить? А после того срока - еще и приплачивать аккуратным водителям?
***
"От ОСАГО я ушел, от милиции ушел..." (Совет, которому не стоит следовать)
Один наш читатель, этакий колобок, предложил своеобразный способ ездить незастрахованным и при этом не попадаться гаишникам. Он заключает со страховой компанией договор, вскоре его расторгает и заявляет, что потерял полис. Таким образом, большую часть страхового взноса (премии), за вычетом 23% и одной двенадцатой ("отъезженный" месяц), получает обратно. И полис остается у него на руках - "отмазка" для милиции.
Однако следовать его примеру не советуем. А вдруг "колобок" все же вкатится в чью-то дорогую машину. Вот тогда-то от суда ему уж точно не уйти. И от больших штрафов, и от выплат потерпевшему.
***
Доверяй, но проверяй (Советы для тех, кто жалеет свои нервы, деньги и время)
1. Семь раз отмерь - один раз обратись к страховщику.
Если сумма ущерба, нанесенного вами а результате ДТП, невелика, то стоит решить все проблемы с потерпевшим на месте. В противном случае вы потеряете кучу сил и времени (хотя бы в ожиданий инспекторов ДПС) и в следующем году "угорите" на изрядно увеличившуюся сумму страхового взноса (премии). Напомним, что в случае одного ДТП эта сумма вырастет в полтора раза, в случае двух ДТП, совершенных в течение года. - в два с половиной раза. 2. Не имей сто рублей, а имей сто родственников в деревне.
Если вы живете в Омске, то, скажем, за страховку, "Жигулей" мощностью до 70 л. с, заплатите 1801 руб. 60 коп. А в небольшом селе, деревне страховка того же автомобиля вам обойдется в 720 руб. 72 коп. Чем больше мощность движка, тем, соответственно, больше разница в этих суммах. Есть прямой смысл оформить машину на деревенского родственника и ездить по доверенности.
3. На законы надейся, а сам не плошай.
Доверяйте только тем компаниям, для которых "автогражданка" - не единственный вид страхования. Те, что специализируются лишь на нем, слишком молоды и, в отличие от фирм, страхующих автомобили давно и от ВСЕХ рисков, не испытывают такой ответственности перед клиентом.
ЕСЛИ кто-то вас "стукнул", настаивайте на том, чтобы оценку проводил не эксперт, предоставленный компанией виновника ДТП, а предложенный вами. При этом обращайтесь в серьезные экспертные бюро с большим опытом работы и обязательно проверьте, есть ли у оценщика лицензия.
Есть случаи, когда органы ГИБДД не ставят на учет машину с транзитным номером и временной (выданной на Две недели, на перегон) страховкой, требуя договора на полгода или год. Закон на вашей стороне. Пусть даже срок действия страхового полиса истекает завтра, сегодня ваш автомобиль обязаны поставить на учет в ГАИ и присвоить ему государственный номер.