Масхут Мифтахов: Штрафы должны быть адекватны нарушениям
Недавно в редакции "РТ" прошла очередная "Прямая связь": в течение часа заместитель начальника УГИБДД МВД РТ Масхут Мифтахов по телефону отвечал на вопросы читателей газеты. Судя по количеству звонков, интерес читателей к автомобильным вопросам не ослабевает. Оно и понятно: сегодня в республике зарегистрировано 770 тысяч автомобилей, и каждый год добавляет 25-27 тысяч машин. Ситуацией на татарстанских дорогах интересуются и автолюбители, и, конечно, пешеходы.
Первым в редакцию дозвонился Виктор Николаев из Алексеевского района.
- Масхут Бахманович, у меня по обязательному автострахованию вопрос. Наше село находится далеко от города и даже от райцентра. В Казани я бываю не чаще раза в год. Мне шестьдесят пять лет, а "Москвичу" моему - двадцать. Почти полторы тысячи страховки для двух пенсионеров многовато. И есть ли смысл мне платить за мою машину полную сумму по ОСАГО, если вероятность столкновения с другим автомобилем у меня практически нулевая? Это ж деньги на ветер, получается.
- Тут я с вами полностью согласен - на мой взгляд, нужна определенная градация по месту жительства, - говорит Масхут Мифтахов. - Более того, думаю, можно бы и ветеранам, инвалидам - тем, кого принято называть представителями социально незащищенных слоев населения, снизить размеры обязательной страховки. К сожалению, не мы устанавливаем размеры страховых взносов, так что от ГИБДД здесь ничего не зависит. Правда, мы свои предложения на предмет такой градации уже направили в Госдуму РФ. Например, по значительному увеличению страховых взносов у нарушивших правила и совершивших ДТП. А за счет таких санкций можно существенно снизить размеры взносов для малоимущих.
- Может, пересмотрят?
- Хотелось бы, чтобы все по справедливости было...
- Но ведь медики утверждают, что пожилой водитель - где-то после шестидесяти-шестидесяти пяти лет представляет собой на дороге опасность, - уточняю я. - Мол, и реакция не та, и внимание рассеяно, болячки всякие от дороги отвлекают... То же и сельский житель, не привыкший ездить по загруженным городским трассам, может запросто растеряться и спровоцировать ДТП. Как же их не страховать?
- Спорить с медиками не берусь: они свое дело знают и, думаю, нездоровому человеку справку о его допуске к управлению транспортным средством не выдадут: для этого мы и требуем медицинское заключение у водителя при прохождении ТО. Но зато могу привести данные статистики. Где-то на десять тысяч нарушителей - один старше шестидесяти. Это же умудренные жизнью люди, они цену ей знают, да и темперамент уже не тот. С неопытными водителями практически то же самое - человек чувствует себя неуверенно, так что лихачить ему и в голову не придет. Есть, конечно, и аварии по неопытности, но они некрупные. Что можно повредить на скорости тридцать километров в час? Фару разбить или бок помять, но люди живы-здоровы останутся. Основной контингент нарушителей - это люди молодые, самоуверенные и бесшабашные, которым море по колено, у которых порой уже по двадцать лет водительского стажа, и они уверены, что все водительские хитрости постигли. Подавляющее большинство причин всех аварий - преступная халатность.
Не успевает замглавы УГИБДД положить трубку, как телефон звонит снова. В трубке бодрый старушечий говорок.
- Сынок, я имя-то твое не выговорю... Ты мне скажи - до каких пор пьяные за рулем ездить будут? Вон сосед у меня - редкий день трезвый, а из машины не вылезает. А у нас во дворе школа, не ровен час задавит кого?
- Как вас зовут?
- Анна Никитична я.
- Анна Никитична, вы затронули очень больную проблему. Но, думаю, теперь будет сложнее водителям - любителям спиртного. С 31 августа этого года принят закон, согласно которому у водителя, задержанного за рулем в нетрезвом состоянии, будет изыматься водительское удостоверение на два года. Всего за две недели сентября, по оперативным данным, задержаны пьяными за рулем 375 водителей только в Казани.
- Так их, пьяниц этих. - Обнадеженная пенсионерка прощается.
- Но ведь вроде существует в законе лазейка, - интересуюсь я.
- Говорят, водитель имеет право отказаться от медицинского освидетельствования и за это полагается только штраф...
- Ну это все равно выльется в немалую сумму - штраф от тысячи рублей до двух тысяч или лишение прав на год, - говорит Масхут Бахманович. - Но тут, конечно, есть определенная недоработка. К сожалению, когда принимаются законы, не всегда учитывают мнение специалистов, а зря. Конечно, эти две статьи нужно было менять одновременно: допустим, увеличили бы штрафные санкции тысяч до двадцати - было бы действенно. Думаю, в ближайшее время штрафы подрастут.
Воспользовавшись передышкой в звонках, мы разбираем вопросы, записанные предварительно.
Пенсионера-инвалида Азата Нигматуллина интересует, какими льготами может воспользоваться при регистрации и прохождении ТО владелец автомобиля, полученного по линии Минсобеса.
- Инвалидам 1-й и 2-й групп, имеющим мотоколяски и автомобили, переданные в пользование Министерством социального обеспечения Республики Татарстан, при прохождении обязательного техосмотра предоставляются такие льготы: при наличии справки из районной налоговой инспекции (удостоверяющей, что его авто не является объектом налогообложения) они освобождаются от транспортного налога, за ТО инвалиды платят 100 рублей против обычных 250, а талон токсичности - "Чистый воздух" - они получают бесплатно.
Родители школьников, обучающихся в 118-й школе, что находится неподалеку от выезда на дорогу Казань - Набережные Челны, обеспокоены состоянием дорожного перехода, по которому дети идут на занятия. Дорога эта перегружена и днем, и ночью. Утром папы-мамы провожают детей до школы, а вот встретить их после занятий успевают не всегда.
- Огромная благодарность ГИБДД - на переходе стоит каждый день милицейская машина, так что водители едут здесь осторожно, - рассказывают они. - Но ведь пост-то непостоянный - его в любой день могут снять, и тогда начнется полная неразбериха.
- Опасения родителей небеспочвенны, - говорит М. Мифтахов. - Этот пост мы выставляем каждый год на первый месяц учебного года, чтобы обезопасить подзабывших правила поведения на дороге за летние каникулы ребятишек.
К сожалению, установить здесь светофор невозможно: дорога идет под горку, так что машины, двигающиеся со стороны Челнов, должны будут притормаживать на пригорке. А при трогании с места в гололед это грозит серьезными проблемами: только представьте себе груженый "КамАЗ", который покатился назад. К тому же в сторону города в выходные дни поток машин бывает огромный. Светофор спровоцирует огромную пробку. А вот "зебру" сделаем обязательно в ближайшее время (кстати, 24 сентября, через неделю после проведения "Прямой связи"пешеходка" появилась. - Авт.). И еще. Насчет постоянного поста не обещаю, но временный - на несколько утренних и послеобеденных часов, думаю, можно будет организовать.
Еще один звонок.
- Вас из Казани беспокоят, меня зовут Лилия Хамитова. Я знаю, что с января этого года грузовикам более трех с половиной тонн разрешается выезжать на левую крайнюю полосу на многополосной дороге только в случае, если он поворачивает налево или разворачивается. Но правило-то нарушается на каждом шагу - как влезет здоровенный чадящий "КамАЗ" на левую полосу, так и глотай за ним гарь и пыль. Почему за этим никто не следит?
- Почему не следит? И выявляем, и наказываем. Только тут в чем хитрость? Пункт, запрещающий грузовику двигаться по левой крайней полосе, есть, а штраф за его нарушение - пятьдесят рублей. Будут такие штрафные санкции действенными? Вряд ли. В этой связи мне такой случай припоминается. Во времена перестройки Горбачев такой лозунг выдвинул: "Что не запрещено, то разрешено". Именно тогда был огромный всплеск заказных убийств, разборок среди "новых русских". И хоронили они своих соратников с большой помпой: траурная колонна из пятидесяти машин была не редкостью на дорогах Казани. Движение, конечно, перегораживали, по часу народ в пробках томился. И в феврале 1989-го Правительство наше издало распоряжение: полгода лишения прав за несанкционированное движение колонной. Для того чтобы навести порядок, потребовалось всего три наших рейда: например, во время одного из них из семидесяти водителей, ехавших в такой колонне, без водительского удостоверения остались шестьдесят пять. Больше траурных кортежей в Казани не наблюдалось... Так и с грузовиками, нарушающими правила, единственный выход - увеличить штраф.
Владелец "Вольво", не пожелавший назвать свою фамилию, выразил свое возмущение "произволом гаишников":
- Меня остановили в городе сотрудники ГИБДД и захотели осмотреть машину. Известно же, что обыски машин проводят только на контрольных постах милиции на въезде-выезде из города. Талон о техосмотре - на стекле, так с какой стати меня останавливают и обыскивают?
- Не обыскивают, а досматривают - большая разница, между прочим, - замечает М. Мифтахов. - К тому же это вынужденная мера - и временная. Сейчас в связи с событиями в Беслане вся милиция, а следовательно и ГИБДД, работают в усиленном режиме. По закону вы имеете право отказать в осмотре машины. Однако, думаю, к вежливой просьбе провести досмотр багажника, салона автомобиля можно отнестись с пониманием. Как правило, законопослушного гражданина это не раздражает, а пользу порой приносит ощутимую. Так, например, в начале сентября мы остановили машину на нижнекамской трассе - в мешке с картошкой были спрятаны два автомата и патроны.
Выяснив, что в "РТ" проходит "прямое общение с ГИБДД", ситуацией воспользовались сотрудники издательства. Всех их волнует состояние пешеходного перехода от остановки "Молодежный центр".
- Пробежать добрых двенадцать метров за семь секунд, пока горит "зеленый", по силам разве что хорошему спортсмену. Приходится переходить в два-три приема - добежал до середины, отдышался, подожди, пока машины проедут. Потом еще рывок. А уж если на автобусной остановке стоят два-три "Икаруса", то дело вообще - труба. Неужели нельзя отрегулировать светофор?
- Переход напротив издательства - наша проблема. Уже дано задание службам об изучении здесь обстановки. (Меры приняты, с 30 сентября "зеленый" для пешеходов горит на 5 секунд дольше. Больше, к сожалению, нельзя - чревато заторами.
- Авт.).
Ирина Стриженова из Казани, водитель со стажем, утверждает, что ездить по городу все сложнее и сложнее: заторы, пробки. И спрашивает: можно ли что-нибудь сделать и какие меры предпринимает ГИБДД?
- Казанские дороги поистине сегодня "труднопроходимы", - соглашается Масхут Бахманович. - Особенно центр города - район улиц Чехова, Вишневского - днем действительно нелегко проехать. Это связано и с непрерывно увеличивающимся потоком машин, и с ремонтными работами. В связи со строительством метро и подготовкой к празднованию тысячелетия Казани во многих местах перекрывается движение, копают... Но скоро будет полегче. Так, например, на перекрестке Ершова-Вишневского строится двухуровневая развязка - строители должны сдать ее к двадцатому октября этого года. Через месяц здесь откроется движение, так что напряжение спадет.
На улицах Вишневского и Чехова установлены знаки "остановка запрещена", чтобы стоящие машины не затрудняли проезд. Сейчас уже законодательно утверждена так называемая насильственная эвакуация автомобилей-нарушителей на стоянки. Только первого сентября было эвакуировано двадцать семь машин.
Сейчас на этих двух улицах в две смены дежурят двадцать восемь инспекторов.
К 30 августа будущего года будет запущено движение по улице Профсоюзной, заработает мост через Казанку.
А вообще, для решения транспортных проблем нужна программа. Должны быть созданы работающие службы парковки, строиться новые подземные и надземные стоянки. Летом этого года на одном из заседаний Кабинета Министров республики шел разговор о создании специальной парковочной комиссии.
- Очень долго приходится ждать патруля ГИБДД для оформления протокола при ДТП, - сетует казанец Игорь Васильев.
- Мы, например, простояли четыре часа, пока подъехал патруль.
- Да, сегодня ждать экипажа ГИБДД приходится и по семь часов, - соглашается Масхут Бахманович. - После введения обязательного автострахования число вызовов существенно возросло. Но и наша недоработка есть, не скрываю. Думаю, здесь еще нужно пересмотреть организацию и план расстановки постов. Так, например, сегодня в Казани мы выставляем четыре экипажа только для оформления протоколов по ДТП. И ездят они по всему городу - из конца в конец. Времени уходит много, бензина - прорва, а уж если в пробку экипаж попадет... По всей видимости, придется "районировать" экипажи. Например, два экипажа будут обслуживать Московский и Кировский районы и не выезжать в центральную часть города. И так - по зонам.
И буквально за несколько минут до окончания "Прямой связи" в редакцию дозвонился ветеран, инвалид Великой Отечественной войны Николай Михайлович Михайлов. Думаете, на молодежь жаловался или на грубиянов водителей маршруток? Как бы не так! Он решил восстановить водительское удостоверение:
- Я с 1936-го по 1980-й годы шофером работал. Потом заболел: больница да операция, права переоформить не успел - не до того было. Как бы мне их восстановить?
- Вы где живете?
- На Шатурской.
- От вас до управления идет троллейбус N4. Завтра приезжайте в Управление ГИБДД, что возле парка Петрова, к восьми утра, ко мне. Дежурный вас проведет.
- Неужели он сможет в таком возрасте ездить, - сомневаюсь я, после того как дед положил трубку.
- Ведь ему под девяносто - медики справку не дадут...
- Он же водитель, так что все требования знает, - возражает Масхут Бахманович. - В других странах восьмидесятилетний водитель никого не удивляет, а чем наши старики хуже? Они еще фору молодым дадут! (Дедушка пришел к назначенному времени, так что сейчас его документы уже готовятся.
- Авт.).