К сведению. Украинская автогражданка
1 января 2005 года вступит в силу Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств". Цель Закона — обеспечить возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу пострадавших вследствие ДТП, и защитить имущественные интересы страхователей и застрахованных лиц. Граждане Украины получат дополнительные гарантии социальной защиты. Специфика данного вида страхования заключается в том, что он предусматривает не только защиту материальных интересов водителей, а прежде всего — жертв дорожных аварий.
Недавно этот Закон с участием председателя Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктора Суслова презентовали руководители моторно-транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ), руководители страховых компаний, которые входят в него, а также руководство Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ). Участники презентации отмечали, что Закон предусматривает наиболее эффективный способ решения наболевших проблем, в нем использован опыт европейских стран, а также Российской Федерации и Республики Беларусь. Согласно официальной статистике каждый год в Украине фиксируется 150 тыс. автомобильных аварий, в которых получают травмы от 30 до 50 тысяч человек, а гибнут до 6 тысяч. Отсутствие действенных механизмов защиты пострадавших в ДТП — сейчас основная проблема, поскольку добиться компенсации за потерю жизни или здоровья даже через суд чрезвычайно сложно.
В новом страховом Законе представлен широкий перечень случаев, при которых должно осуществляться страховое возмещение пострадавшим с определением конкретных сумм. Возмещение назначается членам семьи, находившимся на содержании потерпевшего лица, а в случае смерти — лицам, которые взяли на себя расходы по погребению. (Кстати, на сегодняшний день семья погибшего под колесами неустановленного автомобиля получает государственную помощь лишь в размере 150 грн.). Одна из статей документа также имеет социальную направленность, поскольку предусматривает страхование на льготных условиях определенных категорий граждан. Впервые предполагается и норма возмещения морального вреда потерпевшим, причем так же, как и в случаях причинения вреда их жизни и здоровью. Базовый страховой тариф ныне составляет 100 гривен. Представители страховых организаций, которые пока еще не имеют реальной картины аварийности и убыточности по данному виду страхования, прогнозируют, что размер этого тарифа недостаточен. Но если предложенные МТСБУ размеры базового страхового тарифа не будут утверждены Комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины, то он останется на прежнем уровне. Сейчас МТСБУ работает над поэтапным внедрением Закона, в частности, создается единая централизованная база данных, которая будет содержать самую полную информацию о всех заключенных договорах страхования, и ее ресурсом смогут воспользоваться как страховые организации, так и руководящие, исполнительные, управленческие органы государственного регулирования. Закон вступит в силу с 1 января 2005 года, а уже с 1 апреля — те пункты и подпункты документа, где идет речь о внедрении действенного механизма юридически-правовой ответственности автовладельца и конкретных методов влияния при отсутствии у него страхового полиса. Одновременно начнется проведение выплат из централизованных страховых резервных фондов МТСБУ в случае причинения вреда транспортным средством, владелец которого не застраховал свою ответственность. То есть начиная с апреля следующего года будет внедрен эффективный контроль за обязательным наличием страховых полисов у всех владельцев наземного автотранспорта. "Пенсионный курьер"