Что мы знаем и не знаем
Пошел второй год со дня введения в действие Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Что имеем?
Для разъяснения слово предоставляется Александру МЫСИНУ, оценщику ООО "Скай Лайн" (лицензия N 004803 Минимущества РФ).
На территории Амурска с Амурским районом, по моим подсчетам, представлено более 8 страховых компаний. При заключении договора автогражданки агенты разъясняют порядок действий, и страхователь уверен и спокоен, что в случае совершения дорожно-транспортного происшествия вред, который он причинил, страховая компания за него возместит. Зато после ДТП появляется беспокойство у пострадавшего, чей автомобиль был поврежден.
Когда пострадавший обращается в страховую компанию, где виновник ДТП застраховал свою гражданскую ответственность, ему говорят: принесите справку из ГИБДД о ДТП с перечнем повреждений, копии документа на машину, водительское удостоверение, доверенность, заполненное извещение о ДТП, данные паспорта, решение о виновнике ДТП и др. И предлагают предоставить на осмотр автомобиль для определения стоимости ущерба. Но только тому оценщику, которого укажет страховая компания. После всех формальных процедур пострадавший ожидает, когда страховая компания перечислит на его счет деньги, чтобы восстановить автомобиль. Срок рассмотрения заявления о выплате страховой суммы, согласно ст. 13 вышеназванного закона, 15 дней. Но на практике деньги можно ждать месяцами. Мне самому пришлось испытать всю тягость процедуры по выплате компенсации ущерба в результате ДТП. Не дождавшись выплаты в течение двух месяцев, я стал готовить иск к ответчику (юридическому лицу). До судебного разбирательства дело не дошло, т. к. через три месяца страховая компания "Росгосстрах" выплатила компенсацию.
В различных страховых компаниях решается вопрос по срокам выплаты. Особенностью, на мой взгляд, является факт проведения независимой экспертизы (оценки). Согласно Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", N 135 от 29.07.1998 г., никто не вправе заниматься оценочной деятельностью, если нет лицензии. А на практике иногда встречается, что оценку проводит один из сотрудников учреждения, а подпись стоит совсем иного специалиста, который и в глаза не видел объект оценки.
В последнее время, на мой взгляд, стал проявляться "принцип выгодности" по проведению оценки: это когда страховые компании предлагают заявителю произвести оценку ущерба только в определенной организации, тем самым лишая возможности пострадавшему самому выбрать оценщика, которому он доверяет, тем, более, что затраты, произведенные заявителем - пострадавшим, включаются в стоимость возмещения ущерба. В результате необъективности при проведении оценки ущемленным оказывается сам пострадавший. На практике был случай, когда после проведения оценки представителями учреждения юстиции, которые есть в г. Амурске, пострадавшие обратились ко мне за повторной оценкой. Результат первой оценки, около 11000 руб., по их мнению, был намного занижен. Мной была проведена повторная оценка, результат - более 32000 рублей. После повторной оценки страховая компания отказывалась произвести выплату, мотивируя тем, что стоимость завышена. Была проведена третья оценка через месяц в г. Комсомольске-на-Амуре. Результат - свыше 35000 рублей в связи с изменением курса доллара США на дату оценки. Представленный пример из практики наглядно отражает то обстоятельство, что страховые компании не заинтересованы выплачивать рыночную стоимость по компенсации ущерба в результате ДТП.Предлагают оценщику использовать при проведении оценки те нормативные трудозатраты, стоимость нормо-часа и стоимость запасных частей, которые бы их устроили. Мало того, предлагают использовать стоимость запасных частей с вторичного рынка, т. е. разборки, считают, что такие запчасти и детали могут в дальнейшем использоваться и эксплуатироваться. А то, что эти запасные части и детали не имеют сертификатов и не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации транспортных средств, на их взгляд, не столь важно.
Каждый владелец, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, должен знать следующее: для возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, он может обратиться в страховую компанию, где свою гражданскую ответственность застраховал виновник ДТП. Это его право, а не обязанность. Пострадавший вправе обратиться в суд с иском к ответчику о возмещении вреда в полном объеме (в соответствии со ст. 1064 ГК РФ), о возмещении стоимости ущерба, предварительно произведя оценку у любого оценщика, имеющего лицензию. При судебном разбирательстве возможно предъявление к ответчику и возмещение морального вреда, тогда как страховые компании моральный вред не выплачивают. В этом случае виновник сам побежит в страховую компанию, где он застраховал свою гражданскую ответственность, за защитой своих материальных интересов, представляя все необходимые документы.
Стоит обратить внимание, на мой взгляд, на решения отдельных (головных), страховых компаний, например, Комсомольского филиала "Нефтеполис". Те, кому по несчастью вдруг в будущем предстоит обратиться в эту страховую компанию с заявлением по выплате компенсации по возмещению материального ущерба в результате ДТП, должны знать, что оценку стоимости ущерба поврежденного вашего автомобиля будут производить в г. Москве. Это практикуется с августа 2004 года. Один из оценщиков из г. Комсомольска-на-Амуре, на основании заключенного договора, как представитель составит акт осмотра транспортного средства и сделает фототаблицу с техническими повреждениями, которые впоследствии отправят в Москву для проведения оценки. Нетрудно догадаться, какой будет результат в части определения суммы выплаты пострадавшему. Хватит ли ему этих средств, чтобы восстановить свой автомобиль по рыночным ценам по месту жительства? Не придется ли за ремонт поврежденного автомобиля владельцу доплачивать из своего собственного кармана? Сумму по компенсации стоимости ущерба заявитель узнает лишь тогда, когда будет расписываться за получение денежных средств. На этом страховые компании свои обязанности по возмещению стоимости ущерба при ДТП считают выполненными.