Cтраховщики теряют сверхприбыли
Как и прогнозировали активисты Всероссийского союза автостраховщиков, самые спорные поправки в федеральный закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" - о прямом возмещении убытков и об оформлении мелких ДТП без участия инспекторов ДПС - вступят в юридическую силу позднее прописанных Государственной думой сроков. Дмитрий Медведев подписал указ, по которому они будут внедрены не с 1 июля и 1 декабря 2008 года соответственно, а с 1 марта 2009 года.
Временной оттяжке страховые компании, безусловно, обрадовались, но она не стала для них неожиданностью. В марте 2008 года, например, через три дня после вступления в силу первого блока поправок в ОСАГО из 12 пунктов, в Петербурге прошел круглый стол "Мартовские поправки ОСАГО: выгоды потребителя и минусы страховщиков". Заместитель генерального директора по автострахованию одной из компаний Андрей Знаменский сообщил на мероприятии: "По кулуарным данным из Госдумы, есть вероятность, что наиболее серьезные поправки, которые вступают в силу с 1 июля и 1 декабря 2008 года - прямое возмещение убытков и европротокол, - будут отсрочены. Некоторые депутаты выступают с такой инициативой, поясняя, что ни потребители, ни страховщики к введению таких мер не готовы".
По прогнозу специалистов, расходы страховщиков по этим двум поправкам увеличатся сразу на 40-50 процентов. В прошлом году два десятка ведущих компаний, работающих на рынке ОСАГО, заработали 50 миллиардов рублей чистой прибыли. В этом году из-за роста компенсационных выплат жертвам ДТП эта сумма уменьшится на 8-10 миллиардов рублей, а с весны 2009 года прибыль коммерсантов от "автогражданки" может упасть до 20-25 миллиардов.
Правда, перед смертью не надышишься, и с двумя "убыточными" поправками, которые вступят в строй 1 марта 2009 года, страховые компании уже смирились. А вот с тем, что базовые тарифы полиса ОСАГО в этом году пересматриваться не будут, - нет.
Ведь лоббисты в Охотном Ряду пообещали, что осенью 2008 года стоимость полиса "автогражданки" увеличится на 20-50 процентов, в зависимости от региона, водительской квалификации клиента и даже типа транспортных средств. А для маршрутных такси и машин общественного транспорта лидеры Всероссийского союза автостраховщиков предлагали увеличить "оброк" сразу в 2-3 раза и даже подали соответствующие выкладки в профильный комитет Госдумы.
Причина такого жесткого повышения, по мнению коммерсантов от ОСАГО, очевидна: при тяжелых авариях с участием общественного транспорта бывает большое число жертв.
С 1 марта 2008 года за каждого раненого или погибшего приходится платить компенсацию, максимальный размер которой (в случае гибели человека) составляет 160 тысяч рублей на один страховой случай, а раньше страховая фирма выплачивала 240 тысяч рублей на всех пострадавших в одной аварии, будь их хоть несколько.
В минувшие выходные в двух страшных ДТП в Ленинградской области с участием рейсовых автобусов только погибших, не считая раненых, было 15 человек. До мартовских поправок этого года страховщики заплатили бы родственникам жертв двух этих жутких аварий максимум 480 тысяч рублей, а сейчас заплатят 2,4 миллиона только за погибших.