"Европейский протокол" снова отложили
Знакомство россиян с так называемым "европейским протоколом", намеченное на 1 июля 2008 года, не состоится. О прелестях прямого урегулирования убытков по "автогражданке" говорилось долго и много. Однако на прошлой неделе депутаты Госдумы отложили введение новых поправок. В чём причина отсрочки, как это скажется на автовладельцах и когда всё же начнёт действовать упрощённая процедура страховых выплат? Все подробности - в "Вечёрке".
Сложности с оценкой
Через полмесяца жизнь автомобилистов, попавших в аварию, должна была стать чуть-чуть полегче. В случае ДТП они могли бы обращаться за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника аварии.
Именно такое прямое возмещение убытков и называют "европейским протоколом". Однако депутаты Госдумы посчитали, что жители России ещё не готовы к цивилизованному опыту.
Автором законопроекта о переносе введения упрощённой процедуры выступил депутат Госдумы и по совместительству президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Александр Коваль.
Согласившись с его предложением, депутаты фактически встали на сторону страховщиков. Последние упирают на проблемы с расчётом выплат.
- К сожалению, до сих пор отсутствует реестр экспертов-техников, определяющих стоимость восстановительного ремонта, нет даже единой методики расчёта ущерба, - говорит директор по методологии страхования РСА Владимир КОЗЛОВ.
- Сейчас существуют четыре методики оценки ущерба, а необходима одна - единая, которая поможет страховым компаниям избежать споров в расчётах при прямом урегулировании убытков.
Кроме того, в процессе создания находится специальный клиринговый центр. Туда, по идее, должна поступать информация о ДТП. Через этот центр страховые организации будут вести денежные расчёты по выплатам.
По словам представителя РСА, минимальный срок для создания клиринга - девять месяцев. Так что даже к Новому году страховщики вряд ли успеют "разродиться" необходимой методической базой.
- Технологически перестроить бизнес-процессы не представляет особого труда, -уточняет заместитель директора центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей АБАЛАКИН.
- Просто рынок оказался не готовым к введению такой сложной процедуры. Назначив начало реформы на 1 июля, страховщиков изначально поставили в неразрешимую ситуацию.
Делиться надо
Подобная реформа ОСАГО, безусловно, выгодна для автовладельцев, признают эксперты. Дело в том, что сейчас пострадавший ходит с протянутой рукой за страховщиком.
А тот отмахивается от водителя как от назойливой мухи и ищет повод отказать в выплате. Тем более что автовладелец для страховщика в этой ситуации - совершенно чужой человек. Ведь за полис он платил другой организации...
- В настоящее время существует диспропорция: права страховых компаний значительно более защищены, чем права простых владельцев автомобилей, - считает член комитета Госдумы по промышленности Андрей СКОЧ.
- Новые нормы закона об ОСАГО призваны устранить неравенство. Необходимо определить единые стандарты оценки восстановительного ремонта автомобилей, создать единый государственный реестр экспертов-техников, единую автоматизированную информационную систему ОСАГО.
Иначе хорошая идея будет дискредитирована. О защите прав людей за рулём говорят и члены Всероссийского движения автомобилистов. Только они связывают нарушение прав автовладельцев как раз с отсрочкой принятия поправок.
- Страховщики специально оттягивают время, чтобы избежать убытков, которые последуют после введения изменений, - убеждён лидер движения автомобилистов Вячеслав ЛЫСАКОВ.
- Страховые компании постоянно жалуются, что их нагружают лишними расходами и они терпят убытки. Как следствие этих заявлений - лоббирование выгодных для страховых компаний законопроектов в Госдуме. В то же время цифры говорят об обратном.
По официальным данным, только с 2002 по 2007 год капитализация страховых компаний увеличилась в шесть раз, совокупный уставный капитал с иностранными инвестициями вырос в 14 раз.
За те четыре года, что существует "автогражданка", страховщики собрали 265, а выплатили 117 миллиардов рублей. По скромным подсчётам Лысакова, не менее 80 миллиардов рублей остались у компаний, они вложены в активы и приносят прибыль.
Её размеры вполне позволяют страховщикам компенсировать расходы от реформы ОСАГО. В общем, как говорил в своё время бывший министр финансов России Александр Лифшиц, "делиться надо!"
- Скорейшее введение этих мер могло бы избавить людей от очередей в ГАИ, разгрузить само милицейское ведомство, - уверен лидер движения.
- А заодно и повысить пропускную способность улиц, где появляются пробки из-за аварий, оформить которые может только сотрудник ГАИ.
Час Х
Итак, упрощённый порядок получения потерпевшими страховой выплаты по ОСАГО стартует уже не 1 июля 2008 года, а лишь в следующем году, с 1 марта.
Кроме того, законопроект переносит введение упрощённой системы оформления ДТП. Речь идёт о том, что не требуется вызывать ГИБДД на место, если в аварии участвовали только два водителя, а приблизительный ущерб не превышает 25 тысяч рублей.
Такое самостоятельное оформление ДТП предполагалось разрешить с 1 декабря 2008 года. Но принятый законопроект переносит обе процедуры на 1 марта 2009 года.
- На путепроводе с вокзала в Ленинский район что ни день, то пробка. И в большинстве случаев возникает она из-за того, что стукнутся две машины и ждут целый час ГИБДД, - недоволен водитель Ford Focus Сергей ШИРОКОВ.
- Повреждения мелкие, но всем нужна "гаишная" бумажка, чтобы страховку получить. Я и сам в такую ситуацию попадал. Машина служебная, поэтому приходится соблюдать все формальности. Если бы мелкие аварии проще оформлялись, заторов стало бы гораздо меньше.
Кстати, в союзе страховщиков надеются, что к 1 марта 2009 года будут внесены соответствующие изменения в налоговое законодательство. Они позволят избежать лишнего налогообложения граждан при расчётах "по европротоколу".
Автомобилистам остаётся лишь ждать весны и надеяться на более тёплое отношение страховщиков к водителям.
Кстати
С 2009 года Россия присоединяется к международной системе страхования автогражданской ответственности "Зелёная карта". Нашим гражданам, как и европейцам, при выезде за границу на автомобиле не придётся покупать обязательный страховой полис в каждом государстве. При аварии они будут предъявлять "зелёную карту", купленную у страховщика в своей стране.
А страховые организации уже сами произведут необходимые расчёты между собой. Выплаты по каждому конкретному ДТП определят в соответствии с национальным законодательством страны, в которой произошла авария. "Зелёная карта" действительна на территории Европы, Марокко, Мальты, Израиля, Турции, Ирака, Туниса, Ирана и Кипра.