Перейти к основному содержанию

Главная      Авария - дочь плута

Авария - дочь плута

Страховые компании выстраивают систему защиты против мошенничеств с ОСАГО

СЛЕДСТВЕННЫМ комитетом при прокуратуре Волгоградской области расследуется дело о групповом мошенничестве в сфере автострахования.

Обвинение предъявлено шестерым волгоградцам, которые покупали в других городах битые машины и, вступив в сговор с сотрудниками МРЭУ и агентами страховых компаний, инсценировали ряд ДТП в Волгограде и области. При этом они пытались получить незаконное возмещение по ОСАГО и КАСКО сразу у шести филиалов страховых компаний.

Мошенничество в автостраховании стало набирать обороты в России два года назад, с введением обязательного ОСАГО. По разным оценкам, год назад примерно в трети страховых случаев использовались подлоги, обманы или неточная информация. Постепенно страховые компании включили внутренние механизмы защиты, усилили службы безопасности, и этот показатель упал до 18-20 процентов.

Игорь Филиппов, начальник отдела безопасности и урегулирования убытков волгоградского филиала питерской страховой компании, объяснил корреспонденту "РГ", что реальной поддержкой страховщикам стало удлинение с 1 марта нормативных сроков рассмотрения заявления потерпевшего в ДТП с двух недель до месяца. Усилению информационного обмена между страховыми компаниями поможет федеральная норма о прямом урегулировании убытков. С 1 июля потерпевшему при ДТП придется обращаться в свою страховую компанию, а та будет связываться со страховщиком виновника самостоятельно. В результате рано или поздно у страховых компаний региона возникнет общая база по мошенникам и подозрительным страхователям.

- К нашему счастью, профессиональных мошенников в автостраховании пока немного, - поделился с корреспондентом "РГ" начальник отдела безопасности волгоградского филиала одной из страховых компаний Владимир Мусин. - Чаще добросовестные страхователи, нарушив правила, любым путем пытаются получить страховые выплаты. Это - тоже мошенничество. Такие граждане либо действуют с друзьями и приятелями, либо вовлекают в подделку документов сотрудников правоохранительных органов, экспертов или, были случаи, пожарных.

Участникам регионального страхового рынка запомнился хитрый владелец дорогого мотоцикла. Повредив его, он вступил в сговор сразу с несколькими знакомыми. Те признали себя виновными, а он получил деньги сразу в пяти страховых компаниях. Сейчас дело расследует прокуратура. Часть денег мотоциклист вернул, часть с него истребуют по суду.

В другом случае сотрудники правоохранительных органов не зафиксировали в документах факт управления в нетрезвом состоянии. Владимир Мусин уточнил:

- Для нас это важно, потому что в случае, когда виноват пьяный водитель, мы получаем право регресса и истребуем с него сумму выплат. Раскрыть этот случай и вернуть деньги нам помогла плотная работа с пострадавшими, с медучреждениями, с правоохранительными органами.

Нередко получить незаконные выплаты пытаются организаторы "подстав".

- В "ВАЗ-2101" сзади въехал ЗИЛ. Я, как бывший сотрудник правоохранительных органов, изучая повреждения участников ДТП, почувствовал явное противоречие в схеме и повреждениях транспортных средств, - рассказал Игорь Филиппов. - Дополнительная экспертиза подтвердила предчувствия. До суда дело доводить не пришлось - после отказа ни виновник, ни пострадавший к нам больше не приходили.

Страховщики утверждают, что бывают и случаи сговора между участниками ДТП. Например, в аварии участвовали "ВАЗ-2101" и "Мерседес". Судя по динамике ДТП, виновата была иномарка, но по сговору владелец "Жигулей" взял вину на себя, чтобы увеличить выплаты и впоследствии разделить страховую сумму пополам.

- Нас смутило, что он безоговорочно признает свою вину. Мы подняли документы, поговорили с гаишниками и предложили предоставить транспортное средства виновника для осмотра. Больше мы участников этого ДТП не видели, - вспомнил Игорь Филиппов.

- Росту автострахового мошенничества мы противопоставляем внутренние механизмы защиты, - пояснил корреспонденту "РГ" директор филиала одной страховой компании Игорь Худяков. - Нам помогают опыт и интуиция наших сотрудников - бывших работников правоохранительных органов. Мы плотно контактируем с сотрудниками ГАИБДД, УСБ местных правоохранительных органов, с другими страховщиками. Реальная помощь - служба аварийных комиссаров, которые выезжают на место аварии и снимают многие вопросы.

Директор филиала другой страховой компании Виктор Бажутов заметил:

- Надо строго соблюдать процедуры страхования. Сказано в правилах про шесть фотографий объекта страхование, со всех сторон - надо делать шесть. Не лениться обращать внимание на противоречия, привлекать самых неожиданных свидетелей. Был у нас случай - страхователь якобы стоял зимой в четыре утра без габаритов на неосвещенной дороге в Краснослободске. Мимо проезжала дорогостоящая "Ауди" и, уклоняясь от препятствия, перевернулась. Мы поехали на место, увидели сломанный телеграфный столб и поврежденные провода, сделали запрос в энергокомпанию - там сказали, что свет погас часов на пять раньше, чем наши клиенты говорят. Жители частного сектора подтвердили наши догадки - мол, смотрели ночной сериал, когда свет погас. В общем, в выплате мы отказали.

Компетентно

Олег Татаренко, Директор юридической фирмы:

- Мошенничество есть мошенничество, в любой сфере. При вынесении наказании суд учтет, действовал ли гражданин в одиночку или в группе, насколько эта преступная группа социально опасна, каков размер ущерба. Мошенник может быть лишен свободы или получить условное наказание. В любом случае возместить ущерб придется.

Каспий - Волга