Когда подорожает полис ОСАГО?
В 2008 году вступают в силу поправки к федеральному закону "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО). Депутаты Государственной думы в ноябре 2007 года утвердили свыше 30 изменений, которые будут внедряться в практику в три временных приема: с 1 марта, 1 июля и 1 декабря 2008 года.
Поправки снизят прибыль страховщиков на 30-35 процентов, и те сразу заговорили о необходимости повышения стоимости ежегодного полиса ОСАГО.
Жизнь и кошелек
На недавнем круглом столе в "Росбалте" питерские страховщики заявили, что их убытки от нововведений могут увеличиться на 20-25, а по некоторым позициям и на 50 процентов. Лоббисты уже направили в Минфин предложение об увеличении стоимости полиса (средняя цена годовой страховки сегодня - около 3 тысяч рублей) на 50 процентов. Повышение тарифов может произойти уже осенью 2008 года.
В 2006 году водители заплатили за полисы 64 миллиарда рублей, а получили компенсации по страховым случаям на сумму только 31,7 миллиарда рублей. Таким образом, пострадавшие в ДТП водители получили менее 50 процентов вала ОСАГО. Годовой доход двух десятков самых мощных фирм, разделивших этот сверхприбыльный рынок, составил 32 миллиарда 300 миллионов рублей.
Но уже в 2008 году, когда начнут действовать поправки в закон об "автогражданке", прибыль страховых компаний, работающих с ОСАГО, может уменьшиться до 20 миллиардов. А с этим воротилы рынка смириться не могут.
С 1 марта вступают в силу самые щадящие для бюджетов страховых компаний поправки. За исключением одной - значительного увеличения размера компенсаций жертвам дорожных аварий. Сегодняшний максимальный размер компенсации - 240 тысяч рублей на всех пострадавших в одной аварии, а таких людей может быть несколько.
С 1 марта 2008 года каждый человек, искалеченный в ДТП, может претендовать на максимальную компенсацию по полису ОСАГО в размере 160 тысяч рублей, родственники погибшего на ту же сумму. Но получить даже 80-100 тысяч за тяжелое увечье будет весьма проблематично. Ведь даже по старым расценкам фактического возмещения ущерба, причем в суммах менее значительных, добивались менее 10 процентов раненых жертв дорожных аварий.
Родственники погибших максимальные по закону 160 тысяч рублей (135 тысяч компенсация и 25 тысяч - погребение), конечно, получат. В России ежегодно гибнут на дорогах 35 тысяч человек и получают увечья 200 тысяч. Президент Петербургского отделения страховщиков Андрей Сумбаров подчеркнул на круглом столе, что по новой редакции закона ежегодные выплаты компаний только за потерю жизни и здоровья жертв ДТП превысят 10 миллиардов рублей.
Коммерсант считает 160 тысяч компенсации за потерянную в аварии человеческую жизнь суммой явно недостаточной. "Родственники жертв авиакатастроф могут претендовать на два миллиона рублей, а за гибель на дороге размер компенсации в 12 раз меньше. Это нонсенс".
Участники круглого стола поддержали коллегу. Но отметили, что по два миллиона за каждую дорожную смерть можно выплачивать только в случае удвоения, а то и утроения стоимости полиса. Емкость рынка пока составляет 65 миллиардов рублей, а если умножить два миллиона рублей на 35 тысяч жертв, получается 70 миллиардов рублей компенсационных выплат без учета раненых.
Самые большие убытки страховые компании будут нести от ДТП с участием машин общественного транспорта, особенно маршруток. В таких авариях пострадавшими могут стать десятки человек, а суммы разовых страховых выплат превысить миллион рублей. Петербургские страховщики считают, что стоимость полиса ОСАГО для автобусов и маршруток необходимо повысить минимум в 5 раз.
Гаишника заменит судья
С 1 июля 2008 года вводится система прямого возмещения убытков: невиновный участник ДТП будет получать страховку в компании, выдавшей ему полис, а не в фирме, выписавшей ОСАГО виновнику аварии. Сегодня, чтобы получить деньги у "чужого" страховщика, автолюбитель должен пройти процедуру оценки ущерба в фирме, ему дружественной. В результате некорректной оценки пострадавший, как правило, получает только 50-60 процентов реальной суммы ущерба.
По прогнозу специалистов, расходы страховщиков по этой поправке сразу увеличатся на 20 процентов.
Как, впрочем, и при внедрении с 1 декабря 2008 года практики европротокола. Участники дорожного инцидента получат право не вызывать экипаж ДПС на мелкую, до 25 тысяч рублей ущерба на каждый столкнувшийся автомобиль, аварию.
Но для этого нужно выполнение двух условий: в ДТП должны столкнуться не более двух машин, а с оценкой ущерба, произведенной самими участниками инцидента и определением виновника аварии, должны согласиться оба водителя.
Правда, если в страховой компании выяснится, что залом крыла иномарки стоит не 20, а, скажем, 40 тысяч рублей, всю превышающую 25 тысяч сумму за ремонт потерпевший автомобилист, согласившийся на месте ДТП с заниженной оценкой ущерба, будет доплачивать сам.
Трагически погибший позавчера председатель петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Троян не скрывал своего скепсиса: "Правильную схему ДТП с трудом нарисует один российский водитель из ста. Потом с этой филькиной грамотой, подписанной двумя дилетантами, участники аварии приходят к своим страховщикам. Уверен, что те откажутся платить и передадут функции арбитра в суд. И так будет в 90 случаях из 100. Нет, списывать со счетов гаишников при разборе полетов еще рано".