Обязательный исправленный полис
При нынешних темпах автомобилизации населения (а в Петербурге к началу октября было зарегистрировано порядка 1,5 млн машин) самым важным видом страхования становится автомобильное. К концу ноября уже стало возможно подвести его итоги и сделать прогнозы.
ОСАГО станет лучше. И дороже
В публикациях об ОСАГО еще три года назад то и дело встречались магические слова "прямое урегулирование" и "упрощенное оформление", год назад писали про "160 тысяч каждому". Обсуждалось все это хотя и умозрительно ("когда-нибудь примут"), но часто, и со временем все поняли, что имеется в виду:
- прямое урегулирование - такой принцип функционирования ОСАГО, при котором водитель, пострадавший в ДТП, обращается за выплатой в свою собственную страховую компанию, а не компанию виновника;
- упрощенное оформление - такой порядок, когда при ДТП с участием не более чем 2 машин и убытком, не превышающим 25 тыс. рублей, участники могут оформить заявку на страховую выплату, не вызывая на место инспектора ГИБДД;
- 160 тыс. рублей - каждой жертве ДТП гарантируется страховая выплата до 160 тыс. рублей (до сих пор лимит выплат был иным: 160 тыс. на каждого, но не более чем 240 тыс. на всех).
16 ноября эти поправки в Закон об ОСАГО (и около 30 других) были приняты в третьем чтении. Поправки должны быть утверждены Советом Федерации и подписаны президентом до конца текущего года - так предполагает заместитель генерального директора по автострахованию СК "Русский мир" Андрей Знаменский. Основная часть поправок вступит в силу уже с 1 января 2008 года.
Итак, основные из принятых поправок:
1. Прямое урегулирование - начнет действовать с 1 июля 2008 года. "Прямое урегулирование - безусловно, положительная инициатива: поскольку страховщики заинтересованы в притоке клиентов, они будут стараться улучшать качество обслуживания в процессе урегулирования убытков по ОСАГО, - говорит А. Знаменский, но предупреждает: - Не все российские страховщики готовы сегодня к прямому урегулированию - возможно, вступление в силу этой поправки повлечет за собой уход с рынка небольших компаний".
2. Упрощенный порядок оформления - с 1 января 2009 года. "Пока мы скептически относимся к тому, что водители смогут самостоятельно, без помощи сотрудников ГИБДД, зарисовать схему столкновения и тем более оценить реальный ущерб. А ведь на основании этих документов страховая компания должна будет принимать решение об ответственности одного из водителей. Уже сейчас можно представить, какие последствия повлечет за собой это нововведение: количество конфликтных ситуаций и число недовольных размером выплаты может значительно возрасти, равно как и количество мошеннических действий", - комментирует А. Знаменский.
3. Лимит выплат по жизни и здоровью доведен до 160 тыс. рублей на каждого пострадавшего в ДТП.
4. Из закона исключено понятие "внутренней территории организации". По мнению страховщиков, это однозначно правильная поправка. "Действующая сегодня версия закона позволяет некоторым страховщикам, ссылаясь на понятие "внутренняя территория", отказывать в выплатах автовладельцам, пострадавшим при авариях на платных стоянках или стоянках, расположенных рядом с крупными супермаркетами", - говорит начальник управления автострахования СО "Регион" Алексей Ковязин.
"Мы только поддерживаем отмену этого не поддающегося логике правила", - комментирует А. Знаменский.
5. С нового года сократится минимальный срок действия полиса ОСАГО - с 6 месяцев до 3.
6. Увеличен с 15 до 30 дней срок принятия решения о страховой выплате. При этом для страховщиков вводятся более жесткие штрафы за несоблюдение сроков выплаты.
Общее негативное последствие поправок заключается в том, что страховщики в скором времени начнут добиваться от Минфина повышения тарифов по ОСАГО, ссылаясь на резко возросшую убыточность.
"По моим ощущениям до середины 2008 года тарифы будут прежними, а потом вырастут на 20%", - прогнозирует первый заместитель генерального директора СК "АСК-Петербург" Юрий Берхман.
КАСКО упрощается
Идея упрощенного оформления ДТП, разрабатываемая в рамках ОСАГО, уже около года благополучно перекочевывает в сектор АвтоКАСКО. Впервые она была опробована на московском рынке. В конце октября подобные услуги впервые в Петербурге стала оказывать компания "АСК". Ее новые программы под общим названием "Справкам НЕТ!" предлагают автовладельцам выплаты по страховым случаям без предоставления документов из ГИБДД или ОВД. Если в ДТП нет пострадавших, для получения страхового покрытия достаточно предъявить в компанию рапорт аварийного комиссара.
По словам генерального директора СГ "АСК" Льва Панеяха, в связи с новой услугой компания предполагает появление юридических коллизий и проблем с суброгацией, но готова отстаивать свои права в суде и нарабатывать новую систему судебных прецедентов.
Как отметил первый заместитель гендиректора "АСК" Юрий Берхман, в устранении бумажной волокиты заинтересованы не только страхователи, но и сотрудники ГИБДД: "В частной беседе мой знакомый инспектор отметил, что в 50% случаев ему приходится уговаривать людей отказаться от оформления, потому что они несерьезными ДТП заклинивают основные магистрали. Он считает, что в 80% случаев помощь ГИБДД не нужна".