Перейти к основному содержанию

Главная      БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ

ЕЛЕНА ВОРОНОВА

ЦЕНА ВОПРОСА

…Странно повёл себя этот водитель: когда у него перед носом неожиданно притормозил автомобиль. Он не свернул вправо - как поступает обычно человек, стремящийся избежать попутного столкновения. Нет, он почему-то вывернул руль влево и выскочил аккурат на встречную полосу, по которой ехала, никого не трогала "десятка". Попутного столкновения водитель, конечно, избежал. Однако лобового столкновения избежать не удалось.

Интересно, на что он рассчитывал?

Но речь сейчас не о странностях поведения водителей на дорогах, а о том, как наступает страховой случай - тот самый, которого мы всегда так надеемся избежать, но всё же заключаем ежегодно договор обязательного страхования гражданской ответственности.

Когда закон об ОСАГО только вступал в силу и водителей принуждали выкладывать за страховку приличные суммы, то страховые компании казались нам безусловными врагами человечества. Ещё бы: ни за что, ни про что делишься с ними деньгами каждый год, а наступит ли этот страховой случай - неизвестно. А если и произойдёт, то разве от страховщиков денег допросишься? Да им известны все юридические ходы-выходы, они пойдут на любые хитрости, только бы не делиться деньгами! Знаем мы их!

Однако от сумы да от ДТП… сами знаете: не зарекайся. Даже на самого примерного водителя может найтись такой вот деятель, который однажды выскакивает на встречную полосу - неожиданно, как судьба.

Разумеется, виновнику ДТП страховая компания денег по ОСАГО не выплатит. Пострадавшая сторона должна получить полное возмещение убытка. В случае обоюдной виновности обе стороны получат ровно по половине сумм, необходимых на ремонт автомобиля.

…"Пострадавшая сторона" и рассказала нам эту историю. Итак, водитель "десятки" - назовём его, скажем, Николаем - грустно выбрался из битой машины и стал осматривать повреждения. Помят капот, сморщено левое крыло, разбита фара, передний бампер, решётка радиатора… И не известно ещё, чего там внутри "поехало". Ну, как водится, вызвали инспекторов, составили протокол, растащили машины (при этом выяснилось, что "десятка" вполне на ходу, а "пятнадцатую" перекосило так, что без эвакуатора не обойтись). И начали заполнять бланки Извещения о ДТП, которые прилагаются к страховому полису.

Теперь вступили в силу правила, согласно которым можно не заполнять Извещение на месте аварии, а сделать это позже, в страховой компании.

"Затем необходимо приехать в страховую компанию виновной стороны, - говорит заместитель директора одной из страховых компаний Алла Николаевна Данильчева, - и получить официальный запрос в ГИБДД для получения необходимых документов: справки с места ДТП, справки так называемой "формы 31" (в ней инспектор описывает характер ДТП и сообщает сведения об участниках), копии протокола с места происшествия и копии постановления по делу об административном правонарушении (см. Правила ОСАГО, пункт 44). Работники ГИБДД обязаны выдать вам документы по этому запросу".

Итак, с вышеперечисленными документами, а также с собственным страховым полисом и всеми документами на машину вы отправляетесь в страховую компанию, чтобы встретить там понимание и денежную поддержку.

Встретите ли?

Но прежде вам предстоит встретиться с экспертом, который приедет в течение пяти дней после подачи документов страховщику и оценит нанесённый вам ущерб.

…На встречу с экспертом Николай ехал на своей битой машине, ни на что особенно не надеясь. Любому автовладельцу известны цены на запчасти и на ремонт машины. Экспертам они тоже хорошо известны. Но захочет ли эксперт обнаруживать свою осведомлённость и указывать именно эти суммы?

Но встреча прошла в дружественной обстановке. Эксперт внимательно осмотрел машину, честно описал все повреждения и заметил маленькую вмятину на правом крыле.

"Мне кажется, это вот не имеет отношения к аварии", - вполне справедливо предположил эксперт.

"Да это совсем другая история, - ответил Николай, - давняя. Ты лучше на левую сторону смотри, вот где вся беда!"

"Иногда пострадавшие не доверяют нашим экспертам, - продолжает Алла Данильченко. - В таком случае они могут нанять независимого эксперта, который осмотрит машину в присутствии представителя страховой компании. Если результаты экспертизы совпадают с выводами представителя, то страховая сумма будет выплачена, а также оплачены услуги независимого эксперта - если имеется квитанция об оплате его услуг клиентом. Эти расходы мы возмещаем".

Есть, правда, в экспертизе некий скользкий момент - коэффициент износа автомобиля: чем старше машина, тем дешевле оценивается её ремонт. Разумеется, это полный абсурд: стоимость запчастей от возраста машины не зависит, а ремонт автомобиля почтенного возраста может быть даже дороже. Одно дело - поправлять новое крыло, и совсем другое - возиться со ржавым…

Однако этот странный коэффициент выдумали вовсе не страховые компании, а наши законодатели, создающие федеральные законы. Им спасибо говорите.

…А Коля наш деньги получил вовремя и до копеечки. Цена вопроса оказалась справедливой.Правда, он по-прежнему уверен, что ему неслыханно повезло.

По большому счёту, действительно повезло. Потому что остался цел, и даже машина на ходу.

А страховые компании не так страшны, как это принято считать. Хотя, конечно, лучше с ними дела вовсе не иметь. Доброй вам дороги.