Иго-го, ОСАГО!
Страховщики плачут, мошенники смеются
На прошлой неделе Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму поправки в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО). Этим документом правительство предлагает упростить процедуру получения страховых выплат и увеличить предельный размер страхового возмещения.
Так, лимит выплат в части причинения вреда жизни и здоровью потерпевших должен увеличиться до 160 тысяч рублей, причем на каждого пострадавшего в ДТП (против сегодняшнего "потолка" в 240 тысяч рублей на всех пострадавших).
Одна из новаций законопроекта это - замена обязанности страховщика по организации технической экспертизы на его право. То есть по новым правилам организация проведения техэкспертизы будет лишь правом страховщика, а не его обязанностью.
Также в законопроекте устранены расплывчатые толкования отдельных понятий и норм. Уточнены вопросы, связанные с получением инвалидами компенсаций взносов по ОСАГО. Сокращен срок страхования для физических лиц с 6 до 3 месяцев. Вводится 6-месячный полис для юридических лиц, использующих специальную технику, например, снегоуборочные, поливальные машины и другой сезонный транспорт.
Кроме того, законодатели предлагают ввести на территории России систему прямого урегулирования убытков. Это позволит владельцу автотранспортного средства в случае ДТП обратиться с требованием о страховой выплате к своему страховщику, а не в страховую компанию причинителя вреда.
Нововведение предусматривает в отношении страховщика неустойку за волокиту. По новым правилам за задержку рассмотрения документов и затягивание страховой выплаты ему придется заплатить неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Кроме того, законопроект предусматривает упрощенную процедуру оформления ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ДПС. Но это в случае, если авария несерьезная, а в ДТП не более двух участников (ТС). Причем каждое транспортное средство должно быть застраховано по ОСАГО, а размер ущерба не должен превышать 25 тысяч рублей. И еще одно обязательное условие для реализации "упрощенки": взаимное согласие сторон по сумме ущерба и определению виновника.
Как мы видим, новые правила призваны существенно облегчить жизнь российским автовладельцам, но радоваться хозяевам "железных коней" пока рановато: страховщики уже всерьез думают о повышении тарифов на ОСАГО.
Участники рынка страхования предполагают, что из-за поправок, которые правительство внесло в Госдуму, их компании потеряют как минимум 20% прибыли. Так, по мнению столичных аналитиков, к скачку убыточности могут привести, по крайней мере, четыре новых нормы: о возмещении ущерба без учета износа деталей пострадавшего автомобиля, введение упрощенного и прямого урегулирования убытков, увеличение выплат по возмещению вреда жизни и здоровью третьим лицам. И если новые правила вступят в силу, а страховщики не повысят тарифы, то это окажется плачевным для страховых компаний - ведь страховые выплаты увеличатся на 30-40%. Кроме того, после вступления нормы об урегулировании убытков без участия ГАИ может произойти всплеск мошенничества, и ожидать тут стоит не только популярных среди мошенников "подстав" и инсценировок аварий, но и многого другого.