Кому выгодны поправки в ОСАГО?
Эксперты по-разному оценивают поправки, которые правительство собирается внести в Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности"
Две недели назад в российском правительстве обсуждался вопрос, касающийся доброй половины всех россиян. Речь шла о поправках в Закон "Об ОСАГО" , которые вскоре предстоит обсуждать депутатам Государственной Думы. Действующий Закон "Об ОСАГО" , по мнению специалистов, во многом ещё несовершенен, поэтому он постоянно корректируется.
Пока даже из-за пустякового ДТП водителям приходится ждать инспектора по нескольку часов
Основные изменения, которые могут быть внесены в ОСАГО, следующие.
1. В случае небольшого ДТП инспекторов ГИБДД можно будет не вызывать. Обязательные условия: в аварии участвовали не более двух машин, сумма общего ущерба составила не более 25 тысяч рублей, один из водителей безоговорочно признал свою вину.
2. Будет действовать прямое урегулирование убытков. Потерпевшему для возмещения ущерба нужно будет обращаться в свою страховую компанию, в которой он оформил полис ОСАГО, а не в компанию виновника ДТП. А страховщики между собой рассчитаются сами.
3. Новый законопроект предлагает установить размер выплат по ущербу, нанесённому жизни и здоровью, на уровне 160 тысяч рублей для каждого пострадавшего. Сегодня существует ограничение - сумма страхового возмещения за вред жизни и здоровью не может превышать 240 тысяч рублей на всех участников аварии. То есть, если авария случилась с рейсовым автобусом и пострадали, к примеру, 40 человек, эта сумма делится на всех жертв.
4. Поправки распространяют компенсацию для инвалидов в размере 50 % от размера страховой премии теперь и на детей-инвалидов.Компенсировать эти расходы будут субъекты, но, в свою очередь, они и сами получат компенсацию израсходованных сумм из федерального бюджета.
5. И ещё одно важное новшество - из закона исключается понятие "внутренняя территория организации". Таким образом, больше не должно возникать проблем с регистрацией ДТП на территории, скажем, крупных предприятий.
Корреспондент "МОЁ!" попросил прокомментировать возможные изменения в ОСАГО специалистов, имеющих прямое отношение к дороге, страхованию и закону: обычного воронежского водителя, начальника УГИБДД, директора страховой компании и адвоката, специализирующегося на дорожных авариях.
Александр ШИШОВ, водитель с 28-летним стажем:
- Могу высказать своё мнение только относительно первого пункта. Конечно, водителям будет гораздо удобнее, если в случае пустякового ДТП не придётся по нескольку часов ждать автоинспекторов для оформления документов, как это происходит сейчас. Но с другой стороны, очень мала вероятность того, что кто-то из участников аварии признает свою вину, ведь на дороге полно спорных ситуаций. Поэтому пока непонятно, будет ли это нововведение реально работать на наших дорогах.
Владимир ВЕРЗИЛИН, начальник УГИБДД области:
- Если при небольших авариях ГАИ можно будет не вызывать, нам станет работать гораздо проще. Ведь сейчас поцарапались машины бамперами - мы едем оформлять, а это дело минимум на час. Бывает, что такие ДТП одновременно происходят в десяти местах города и люди ждут инспекторов по полдня. Но с другой стороны, зная российский менталитет, я сомневаюсь, чтобы участники ДТП могли мирно разойтись. Тут столько шума и претензий будет, что без инспектора вряд ли обойдётся. В ОСАГО, по моему мнению, надо ещё многое дорабатывать, тут полно слабых мест.
Евгений ПАХОМОВ, директор филиала компании "Росгосстрах" в Воронеже:
- Автовладельцы на месте аварии в любом случае не смогут точно определить стоимость восстановительного ремонта. Исходя из этого, многие автовладельцы, перестраховываясь, не будут пользоваться упрощённым порядком урегулирования убытков из опасений, что ущерб превысит 25 тысяч рублей. Зная о том, потерпевший, соглашаясь на упрощённый порядок, рискует получить выплату меньше реального ущерба, и поэтому участники ДТП по старинке будут ждать инспектора ГИБДД.
Однако больше всего волнует прогноз роста страхового мошенничества при введении упрощённого оформления ДТП, когда его участники должны будут самостоятельно определить виновника, составить соответствующий документ и направить его страховщику. При всех очевидных плюсах такая схема вызовет всплеск страхового мошенничества и, как ответную реакцию, подозрительность сотрудников страховых компаний.
Безусловно, для клиента данная система удобна, а страховые компании работают именно для страхователей, но, учитывая размах мошенничества в сфере ОСАГО, не уверен, что сейчас это пойдёт на пользу делу. Число ложных заявлений увеличится не то что в геометрической, а в сверхпрогрессии. Результатом предоставления возможности при мелких ДТП разъезжаться без вызова ГИБДД, просто обменявшись визитными карточками, может стать "цунами" желания воспользоваться лёгкой наживой. В первую очередь под ударом окажутся не самые крупные компании, которые не располагают большими штатами сотрудников.
Конечно, поток автовладельцев у компаний увеличится, это тоже учли в Министерстве финансов и предложили увеличить срок страховых выплат с 15 до 30 дней, для того чтобы приблизить страховые компании к реальности. Однако если компания не уложится в эти сроки, то страховщику придётся заплатить неустойку за просрочку выплат, и она составит 1/75 ставки рефинансирования Банка России от размера страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему за каждый день просрочки. Надеюсь, что теперь выбор автовладельца страховой компании будет основываться прежде всего на сервисе урегулирования убытков и наличии у компании собственной разветвлённой и хорошо организованной сети центров урегулирования убытков по всей стране.
Валерий ЗОРИН, адвокат:
- Что касается оформления ДТП без вызова ГАИ, тут, на мой взгляд, есть серьёзный подводный камень. Дело в том, что в правилах дорожного движения есть два взаимоисключающих пункта. Речь идёт о пунктах 2.5 и 2.6. В первом говорится о том, что водитель, попавший в ДТП, должен "записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции". А во втором указано, что "если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав её, прибыть на ближайший пункт ДПС". То есть надо ждать ГАИ на месте ДТП, но можно ехать в ГИБДД самостоятельно, то есть оставить место ДТП, что административно наказуемо. Причём из опыта ведения многочисленных дел, связанных с автомобильными авариями, я знаю, что в ГИБДД пункт 2.6 правил обычно в расчёт не берётся. Допустим, два водителя подписали страховое извещение и поехали в страховую компанию. Инспектор может тут же выписать им штраф за оставление места ДТП. Так что если уж вносить изменения в ОСАГО, то только параллельно с корректировкой правил дорожного движения.
Прямое урегулирование убытков, конечно, очистит страховой рынок от слабых компаний-однодневок, но реально на жизнь рядового автолюбителя повлияет мало.
И наконец, в случае повышения максимального размера страховых выплат полис ОСАГО заметно подорожает и влетит автомобилистам в копеечку.
Леонид ШИФРИН.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Михаил КОЛЯДИНЦЕВ, директор воронежского филиала ЗАО "Страховая группа "УралСиб":
- Прямое урегулирование убытков удобно для страховых компаний с точки зрения работы с клиентами. К тому же оно поможет очистить страховой рынок от недобросовестных страховых компаний. Клиент придёт в свою компанию за компенсацией, а его будут мурыжить, кормить завтраками, оттягивать выплату под любыми предлогами... И уже на следующий год водитель пойдёт за ОСАГО в другую компанию. То есть на страховом рынке останутся только сильные, платёжеспособные фирмы.
Максимальный размер страховых выплат увеличивать нужно. Но соответственно, может возрасти и страховой взнос. А вообще, хочу напомнить воронежцам: если они считают компенсацию за ущерб жизни и здоровью недостаточной, а страховая компания в силу закона заплатить больше не может, нужно взыскивать недостающую сумму с виновника. Не бойтесь обращаться в суды, они и нужны для того, чтобы отстаивать свою правоту.
КСТАТИ
За вождение без прав посадят на 15 суток
Госдума ужесточила наказание за нарушения правил дорожного движения
В минувшую пятницу, 6 июля, Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении проект закона об ужесточении штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения.
- За превышение скорости на 10 - 20 км/ч новые правила устанавливают штраф 100 рублей, на 20 - 40 км/час - 300 рублей, на 40 - 60 км/час - от 1 до 1,5 тысячи рублей либо лишение права управлять транспортным средством на срок от 2 до 4 месяцев, на более чем 60 км/час - от 2 до 2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
- Выезд на обочину для нарушителей будет стоить 500 рублей, на пешеходные и велосипедные дорожки либо на тротуары - 2 тысячи рублей, на встречные трамвайные пути - от 1 до 1,5 тысячи рублей, на встречную полосу - лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
- Если водитель пользуется во время движения телефоном, не оборудованным системой "Hands Free" , предусмотрен штраф в размере 300 рублей, за езду без техосмотра - 200 рублей. За проезд на красный свет будут штрафовать на 700 руб, а за непристёгнутый ремень безопасности - на 500 руб.
- Поправки, которые вносятся в Кодекс об административных правонарушениях, также устанавливают случаи, при которых нарушитель может подвергнуться административному аресту на 15 суток. Такое наказание грозит водителю, который находился за рулём, будучи лишённым права на вождение, либо управлял автомобилем без прав и нетрезвым, либо отказался пройти медицинское освидетельствование. При этом административный арест может быть заменён штрафом в 5 тысяч рублей для беременных, женщин с детьми до 14 лет, детей до 18 лет, инвалидов первой и второй групп, военнослужащих.
- За повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии или передачу автомобиля пьяному водителю наказание ужесточается путём лишения прав на три года.
Законодательно вводится возможность фиксировать правонарушение при помощи специальных технических средств, фото- и видеосъёмки, которые работают в автоматическом режиме. Если нарушение было заснято на стационарную камеру, то на владельца машины не будет распространяться презумпция невиновности, а постановление о его наказании может быть принято без его участия. Оговаривается, что водитель может подать заявление о том, что в момент нарушения машина была передана в управление другому человеку или угнана.
Вводятся и нормы, которые станут для водителей послаблением. Так, согласно новому проекту закона отныне не будет взиматься плата за первые сутки содержания автомобиля на штрафстоянке. Использование блокирующих устройств разрешено только для крупногабаритных автомобилей, которые перегружены и перевозят опасные грузы. Для легковых машин использование блокираторов отменяется. В законопроекте также подробно прописывается норма о состоянии опьянения. Трезвым считается водитель, в крови которого обнаружено менее 0,3 г/л этилового спирта или 0,15 мг/л алкогольной концентрации в парах выдыхаемого воздуха.
Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2008 года.