ЗАКОПАТЬ МАШИНУ И РАЗБОГАТЕТЬ
Жулики. По оценкам аналитиков, чуть ли не каждый десятый клиент страховой компании пытается ее обмануть. "Ф." рассказываете самых распространенных способах мощенничества.
Как обмануть канадскую страховую компанию? Надо написать выплатное заявление на двух официальных языках - английском и французском. Вы будете смеяться, но этот трюк с получением двойной выплаты от одного страховщика был настолько распространенным, что Канадской коалиции по борьбе с мошенничеством пришлось ввести особое требование к сотрудникам компаний - знание обоих языков. Кстати, злоумышленники здорово рисковали - в случае раскрытия обмана им грозило до десяти лет лишения свободы.
В России мошенникам живется куда спокойней. Поймать их очень сложно. Информацией о клиентах операторы рынка друг с другом делятся неохотно. И помощи от правоохранительных органов ждать не приходится - специалисты по борьбе со страховым мошенничеством есть только в самых крупных городах. "А что милиция? Пока мы сами не проведем расследование, не найдем все доказательства, не "кинем наживу", они даже не почешутся", - говорит сотрудник службы безопасности одной из компаний. Вот и получается, что страховщика безбоязненно обманывает каждый пятый-двадцатый клиент - в зависимости от вида страхования. Такие данные приводит председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по противодействию страховому мошенничеству Евгений Потапов.
Заднее ЧИСЛО. Что за границей, что у нас страхование задним числом - один из самых распространенных способов мошенничества. На сайте www.autoevasion.com рассказывается случай, когда попавшая в аварию машина, в которой сидели супруги, оказалась объята огнем. Муж принялся звонить в страховую компанию и договариваться о полисе, а на заднем фоне были отчетливо слышны крики жены: "Автомобиль сейчас взорвется!"
По словам представителя департамента экономической безопасности компании "Стандарт-резерв", на страхование задним числом приходится до 40% от всех выявленных случаев мошенничества. Впрочем, у высокого статистического показателя есть логическое объяснение - эту схему проще всего обнаружить и доказать. Большинство горе-преступников "сыпется" на мелочах. Так, например, Роман Б. стал виновником ДТП, не имея при себе даже полиса ОСАГО. Поскольку пострадавший водитель решительно потребовал от него денег, Роман вызвал ГИБДД, а сам тем временем побежал в офис страховой компании. Ближайшим оказался офис "Генерального страхового альянса". Купил полис, вернулся, приехали сотрудники ГИБДД, оформили все справки, пострадавший отнес их страховщику, там уже пообещали выплатить 40 тыс. рублей, но внезапно дело "притормозили". На извещении о ДТП было указано время - 13.30. А полис виновнику аварии был выписан в 13.50. В выплате отказали. И все-таки в большинстве подобных историй фигурируют еще и агенты, с которыми удается договориться о "правильном" заполнении всех документов.
СЦЕНАРИСТЫ. А эта история произошла в штате Огайо (США). Мэттью Мюллер решил получить со своего страховщика $20 тыс. за якобы угнанную машину. Он не нашел ничего лучше, чем закопать автомобиль, специально арендовав для этого экскаватор. Но вот беда - почему-то не заплатил арендодателю. Тот пошел жаловаться в полицию, которую заинтересовал этот случай, В результате машину откопали, а во всем сознавшегося Мэттью Мюллера приговорили к году тюремного заключения.
Отечественные службы безопасности тоже веселятся. Жанна С. купила в кредит ВАЗ-2115, застраховала машину в компании "Согласие" и отдала в пользование мужу. Он продал авто по заниженной цене, деньги потратил на свое усмотрение, а жене сказал, что отдал машину за долги. Жанна погоревала и решила подать заявление о выплате за угон на 240 тыс. рублей. Обман раскрылся - супруги ожидают решения суда.
Директор департамента урегулирования убытков Русской страховой компании Дмитрий Садовский приводит статистику по своей компании - из примерно 100 заявлений об угоне, поступающих за год, по 5-7 машинам удается выявить фальсификацию.
А ВОТ ДРУГОЙ Случай. "Национальная страховая гильдия" получила выплатное заявление на 349 тыс. рублей от клиента, застраховавшего свою квартиру. В заявлении указывалось, что упавшее дерево повредило крышу дома, после чего оказались залитыми двухуровневая квартира и личное имущество страхователя. Все бы ничего, но рядом с домом мошенника не растут и никогда не росли деревья столь величественные, чтобы дотянуться до крыши.
А вот семья Окуневых снискала славу в кругу сотрудников служб безопасности самых разных страховых компаний - они применяли распространенную на рынке схему. Студент Окунев покупал разбитую иномарку, страховал ее на полную стоимость, попадал в аварию - причем три раза подряд виновными в ДТП оказывались разные водители, по доверенности управлявшие одной и той же машиной двоюродного брата Окунева. Знакомый сотрудник ГИБДД составлял "нужную" схему ДТП, после чего знакомые оценщики проводили "независимую" экспертизу. Справки и заключения направлялись в страховые компании для выплат по ОСАГО. Студент получил 83 тыс. рублей возмещения в "Росгосстрахе", 75 тыс. рублей в "Регионе" и пришел в эту же компанию получать 95 тыс. рублей за очередную "подставу". Это и сыграло роковую роль в его "карьере". Служба безопасности компании инициировала расследование. Сейчас в прокуратуре находится уголовное дело - в нем около 30 случаев обмана девяти питерских компаний. В деле оказались замешаны отец и сын Окуневы, их многочисленные родственники, друзья, сотрудники ГИБДД и независимые оценщики. Нередко в подобных сговорах участвуют и сотрудники страховщиков. Бесчисленное количество агентов поплатилось за это карьерой, а недавно был уволен начальник службы безопасности известной питерской компании - к ней слишком часто за выплатами обращались одни и те же люди. Так часто, что даже убыточность в регионе подскочила.
***
СТРАХОВЩИКИ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ С МОШЕННИКАМИ СООБЩА
Мошенничество - не только проблема страховщиков, но и беда общегосударственного масштаба. В целом по рынку объем фальсифицированных страховых случаев доходит до 20-25%. Силы и средства, затраченные на вынужденный контроль, приводят к повышению тарифов в автостраховании. И от действий мошенников страдает порядочный страхователь.
Беда в том, что недобросовестные клиенты становится все осведомленнее в технологиях страхования. В ответ мы совершенствуем информационные технологии, аналитику, стремимся объединять усилия в борьбе с мошенничеством. Но взаимоотношения сотрудников Службами Безопасности (СБ) недостаточно налажены на фоне постоянно совершенствующейся технологичности злоумышленников и существовании сети ОПГ в этой сфере. Поэтому страховщикам просто необходимо решать эти проблемы сообща!
Но по 15 страховым событиям в "МАКСе" материалы переданы в правоохранительные органы в 2006 году. Один недобросовестный страхователь осужден за "заведомо ложный донос и покушение на мошенничество" в отношении "МАКСа" и приговорен к 2,6 годам лишения свободы условно. Сейчас в производстве находятся два уголовных дела по схожим фиктивным угонам.
Всего за год выявлено нами 77 страховых случая с признаками мошенничества, из них фиктивных угонов - более 40. Было 64 факта официального отказа страхователей от выплаты и 13 случаев не обращения клиентов за ранее заявленной выплатой - после детальной проверки обстоятельств страхового события. В итоге в прошлом году СБ "МАКСа" отказала в необоснованных выплатах на сумму более 13,7 млн. руб.
Главная проблема на сегодня - несовершенство законодательства. В отличие от других стран, в УК РФ нет статьи, Наши усилия не напрасны - страховщики, обладающие сильными СБ, ежегодно выявляют сотни случаев мошенничества. Как правило, оно пресекается на стадии покушения и недобросовестный клиент отказывается от получения денег при демонстрации наглядных доказательств фальсификации страховых событий. "Обиженные" стараются избежать нежелательных контактов с милицией и судом.
предусматривающей наказание за страховое мошенничество еще на стадии покушения. Пока статья 159 УК РФ, предполагающая уголовную ответственность за уже оконченное преступление - у нас на все случаи жизни.
15 ЛЕТ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ ул. Малая Ордынка, д. 50, т. 730-11-01, www.makc.ru
Административный директор страховой компании "МАКС" Виктор Алексеев
***
ОДИННАДЦАТЬ СТРАХОВЩИКОВ И ОДИН НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Руководитель правового управления Национальной страховой группы Павел Лаврен-ков вспоминает случай, когда клиент купил полисы страхования от несчастных случаев в 11 компаниях.
Он инсценировал ДТП, представив картину так, словно врезался в фонарный столб и получил травмы живота и головы. На следующий день, ссылаясь на боли в животе, вызвал скорую медицинскую помощь и договорился о стационарном лечении в клинике. А потом обратился за компенсацией во все 11 компаний. "Мы провели экспертизу и выяснили, что травма не могла быть получена страхователем при указанных им обстоятельствах. Схожие подозрения возникли и у других операторов рынка", - рассказывает Павел Лавренков. В результате мошенник был приговорен к пяти годам лишения свободы условно - по все той же 159-й статье УК.
К слову, в европейских странах мошенники не могут работать по такой схеме - там у страховщиков существуют единые базы данных, которые позволяют считывать историю водителя и его машины.