Ущерб почти не виден
ЧЕРЕЗ ГОД ВОДИТЕЛИ СМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ, КТО ВИНОВЕН В АВАРИИ, БЕЗ ДПС
Вчера комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять во втором чтении поправку к закону "Об обязательном страховании автогражданской ответственности". Депутаты намеряны сохранить бонусы за безаварийное вождение и в том случае, если водитель пересел на новый автомобиль. Таким образом, должна быть ликвидирована явная несправедливость, которых при принятии закона было допущено множество.
Претензий к закону, вступившему в силу 1 июля 2003 года, было так много, что штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО стали лишь с 1 января 2004-го. Внимание разработчиков документа обращали на несправедливые коэффициенты, на явные несуразицы, на слишком маленький размер компенсаций и т. п. Среди этих "и т. п. " был и такой факт. Согласно "Закону об ОСАГО" существует
15 классов аварийности в зависимости от числа страховых выплат, и каждому классу соответствует свой коэффициент бонус-малус, который может повышать или понижать стоимость полиса. Водителю, впервые купившему полис ОСАГО, автоматически присваивается третий класс - для него коэффициент бонус-малус (КБМ) равен единице. Поэтому на стоимость полиса он не влияет.
Можно было набирать скидки за безаварийное вождение (минус 5 % от стоимости полиса). Проездив год без ДТП, автовладелец получал скидку за хорошее вождение, которая через 10 "безаварийных" лет должна была достигнуть 50 % - то есть реальная стоимость полиса уменьшалась вдвое. Однако если за эти 10 лет водитель решит поменять автомобиль, ему (в соответствии с законом) опять будет присвоен третий класс и все начнется сначала.И депутаты решили исправить ситуацию: о какой "безаварийности" может идти речь, если автомобилю стукнет 10 лет? Надо стимулировать водителей регулярно обновлять автопарк - как, например, это происходит в Европе (каждые 5 лет) или в Японии (каждые 3-4 года). Рассмотреть поправку депутаты должны 20 сентября. Если все пройдет нормально, то в силу она вступит, скорее всего, уже с 1 января будущего года.
И еще одно нововведение, касающееся ОСАГО, может быть принято в 2007 году. Минфин планирует ввести упрощенный порядок оформления ДТП.
Это подразумевает, что в случае мелких аварий (ущерб от которых не превышает 25 тысячи рублей), которые обошлись без пострадавших, участие в "разборке" сотрудников ГИБДД не обязательно. Но это лишь в том случае, если один водитель добровольно признает себя виновным. Тогда оба представляют в свои страховые компании извещения с объяснением причин аварии и указанием схемы ДТП. Таких столкновений ("жестянок" на сленге водителей) на дорогах Москвы и области ежедневно происходит более тысячи. И именно их оформление приводит к большинству заторов.
А еще через год Минфин планирует еще больше упростить схему выплат по авариям, введя так называемую "систему прямого возмещения ущерба". В этом случае потерпевший обращается за выплатой в собственную страховую компанию, которая затем уже самостоятельно "разбирается" с компанией виновника аварии. Правда, для того чтобы система заработала, страховые компании должны прийти к соглашению о порядке взаимозачетов. Предполагается, что принятие соглашения должно быть обязательным для членства компании в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Но РСА просит Минфин не вводить новшества одновременно. Сначала, считают они, должно заработать прямое урегулирование ущерба, и лишь потом можно будет говорить о введении упрощенного оформления ДТП. Также в РСА не согласны с ограничением в 25 тысяч рублей: по их мнению, это может привести к "прегрешениям". Например, при ущербе в 26 тысяч клиента могут перенаправить в компанию, где застрахован виновный в аварии. В любом случае, заявили в РСА, заинтересованы, чтобы новации облегчили жизнь и страховщикам, и страхователям.