Перейти к основному содержанию

Главная      Нет денег - нет лицензии

Нет денег - нет лицензии

Треть российских страховых компаний летом могут закрыться

СЛЕДИМ ЗА СИТУАЦИЕЙ

ВЧЕРА в ОФИСЫ РОССИЙСКИХ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НАЧАЛИ ПРИХОДИТЬ ПИСЬМА из ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА, В КОТОРЫХ СКАЗАНО, ЧТО ЕСЛИ ДО I ИЮЛЯ ОНИ НЕ УВЕЛИЧАТ СВОИ УСТАВНЫЕ КАПИТАЛЫ ДО НЕОБХОДИМОГО ПО ЗАКОНУ МИНИМУМА, ТО ИХ ЛИЦЕНЗИИ БУДУТ ОТОЗВАНЫ. НА ДАННЫЙ МОМЕНТ В "ЧЕРНОМ СПИСКЕ" НАХОДЯТСЯ БОЛЕЕ 300 КРУПНЫХ СТРАХОВЩИКОВ.

Напомним, что в декабре 2003 года в Закон "Об организации страхового дела в РФ" были внесены изменения, согласно которым уставный капитал организаций, занятых имущественным страхованием, должен составлять минимум 20 миллионов рублей, страхованием жизни - 60 миллионов рублей. Самые высокие требования закон предъявляет к перестраховщикам. Уставный капитал таких компаний должен быть минимум 120 миллионов рублей. За это время в соответствие с законом свои капиталы привели лишь единицы страховщиков. Не случайно еще на экономическом форуме в Цюрихе глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев прямо заявил, что в ближайшие год-полтора "не одна сотня страховых компаний покинет рынок".

Росстрахнадзор сейчас составляет списки страховых компаний, которые до сих пор не выполнили требования и до сих пор не увеличили уставной капитал до прописанного законом минимума. Как объяснила заместитель начальника управления надзора и финансового контроля Росстрахнадзора Татьяна Легкая, на данный момент в перечне аутсайдеров 329 страховщиков, или 31 процент от общего числа страховых компаний России. Так, из порядка 1060 страховых организаций до 20 миллионов рублей (имущественное страхование) не дотягивают примерно 200 компаний, до 60 миллионов (страхование жизни) - около 60 компаний и до 120 миллионов (перестрахование) - 50 компаний.Если в ближайшее время их руководство не сообщит фантастические меры, с помощью которых они собираются увеличить капитал всего за 2, 5 месяца, то уже в июле лицензии у них будут отозваны.

Для тех же, кто своевременно поделился своими финансовыми планами на будущее, Росстрахнадзор дал шанс поэтапного увеличения уставного капитала. По словам Легкой, до 1 июля 2004 года страховщики обязаны были набрать треть необходимой суммы. На втором этапе, срок которого истекает как раз 1 июля 2006 года, компании обязаны увеличить капитал до 2/3 необходимого. Полностью выполнить требования законодательства участники рынка должны до 1 июля 2007 года.

Небольшие страховые компании в панике, ведь новые требования к размеру уставного капитала могут привести к их полному уходу с рынка. Однако специалисты считают, что шанс выжить у них есть - а именно найти стратегического инвестора. А по-настоящему волноваться стоит за клиентов небольших компаний, застраховавших там имущество, автомобиль или купивших полис ОСАГО. Как только фирма лишится лицензии, клиент останется без страховой защиты. Ведь до сих пор не принят закон, по которому клиенты компании, у которой отозвана лицензия, могут быть переданы другой компании. В случае ОСАГО клиента "подстрахует" Российский союз страховщиков, произведя необходимые выплаты тем, кто попал в ДТП. Что же делать остальным? Специалисты советуют посмотреть сначала, когда истекает срок годности полиса. Если куплен годичный полис (а подавляющее большинство рисков страхуются именно на год), то можно в одностороннем порядке расторгнуть договор и получить часть стоимости полиса, пропорциональную неиспользованному времени. Но делать это уместно лишь в том случае, если компания действительно не имеет достаточного капитала. Если же надо застраховать что-то немедленно, то лучше не делать это в маленькой фирме - может быть, жить ей осталось совсем недолго.

***

Досье "РГ"

По данным исследования Росгосстраха, гарантированность выплат полностью и в срок является самым важным качеством страховщика для 39 процентов опрошенных, для 20 процентов главное - приемлемые цены, для 15 процентов - качество сервиса. Советы друзей и знакомых о страховой компании служат главным ориентиром для 33 процентов респондентов, собственный опыт - для 29 процентов, реклама и PR - для 22 процентов и только 14 процентов ориентируются на своего страхового агента.