ПРАВИТЕЛЬСТВО СКОРРЕКТИРОВАЛО ТАРИФЫ ПО ОСАГО
8 декабря 2005 года правительство РФ приняло постановление "Об утверждении страховых тарифов по ОСАГО, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой прейти", которое вступило в силу с 1 января 2006 года.
Напомним читателям, что с принятием нового постановления базовый тариф не изменился и по-прежнему составляет 1980 рублей. По-прежнему к базовому тарифу применяется несколько поправочных коэффициентов, основными из которых являются:
коэффициенты, связанные с территорией использования автомобиля (территориальные коэффициенты);
коэффициенты, связанные с мощностью двигателя;
коэффициенты, связанные с возрастом и стажем водителя.
Итак, согласно новому постановлению, незначительные изменения претерпели некоторые территориальные коэффициенты и коэффициенты, связанные с мощностью двигателя автомобиля.
Так, ранее к населенным пунктам численностью до 10 тыс. человек применялся коэффициент 0, 4 и к населенным пунктам численностью от 10 до 50 тыс. человек - коэффициент 0, 6.
Согласно новому постановлению, правительство приняло решение о выравнивании коэффициентов для мелких населенных пунктов. Новый коэффициент был установлен на уровне 0, 5. Таким образом, люди, которые проживают в населенных пунктах с численностью до 10 тыс. человек, будут платить за полис ОСАГО немного больше, а автовладельцы, проживающие в населенном пункте численностью от 10 до 50 тыс. человек, - немного меньше.
Еще одна незначительная коррекция относится к территориальным коэффициентам, применяемым к различным городам Московской области. Так, в предыдущем документе существовало два коэффициента для районов Московской области - 1, 8 (для Балашихинского, Домодедовского, Истринского, Ленинского, Люберецкого, Мытищинского, Одинцовского, Пушкинского, Раменского, Солнечногорского, Химкинского и Щелковского районов) и 1, 6 (для остальных). Согласно HOBOMV постановлению, для всех городов и населенных пунктов Московской области установлен единый коэффициент 1, 7.
Все остальные территориальные коэффициенты изменений не претерпели. По-прежнему к основной массе населенных пунктов применяется коэффициент 1. Существует ряд городов, к которым применяется коэффициент 1, 3. К городам и населенным пунктам Ленинградской области применяется коэффициент 1, 6, к городу Санкт-Петербургу - 1, 8, к городу Москве - 2.
Кроме того, документом уточнен порядок применения коэффициента по возрасту автовладельцев. К водителям до 22 лет включительно применяется коэффициент 1, 3 при стаже менее 2 лет, а к водителям старше 22 лет применяется коэффициент 1, 2.
Изменены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, такси (в том числе маршрутного). Так, если ранее коэффициент 1 применялся к автомобилям с мощностью от 70 до 95 лошадиных сил, то теперь этот коэффициент будет применяться к автомобилям с мощностью двигателя от 70 до 100 лошадиных сил. Кроме того, ранее существовал коэффициент 1, 9 для автомобилей, чья мощность превышает 200 лошадиных сил. Согласно новому постановлению, такого коэффициента теперь не существует. Максимальный коэффициент составляет 1, 7 и относится он ко всем автомобилям, чья мощность превышает 150 лошадиных сил.
Любопытно, что у самих страховщиков данное нововведение не вызвало отрицательных эмоций. Как сообщил глава одной крупной страховой компании, данным указом восстанавливается историческая справедливость: ранее закон был выстроен так, чтобы богатые платили больше, чем бедные. Теперь же рынок движется в сторону реальных тарифов.
НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ ПО ОСАГО ЖДУТ СВОЕГО ПРИНЯТИЯ
В ближайшее время в секторе ОСАГО ожидаются и другие перемены. Прежде всего, речь идет о применении штрафных санкций к страховым компаниям за задержку выплат. Кроме того, существует ряд законопроектов, направленных на облегчение процедуры получения возмещения по мелким дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) и увеличение лимита ответственности по рискам, связанным со страхованием жизни и здоровья.
ЗА ЗАДЕРЖКУ ВЫПЛАТ ПО ОСАГО БУДУТ ШТРАФОВАТЬ
Рост числа жалоб, поступающих ежемесячно в ФССН по ОСАГО, привел к необходимости принятия законодательных норм, принуждающих страховщиков более четко выполнять свои обязательства перед гражданами. Так, если в 2004 году количество жалоб от граждан составило 400-500, то в 2005-м - уже 1, 5 тысячи.
Исходя из того, что большая часть жалоб касалась задержки страховщиками сроков по выплатам, назрела необходимость исправить именно эту ситуацию. Поэтому соответствующие поправки в закон об ОСАГО были подготовлены уже к концу 2005 года.
Напомним, что российское законодательство отводит страховым компаниям 15 дней на выплату по ОСАГО с момента предоставления всех необходимых документов (в западных странах этот срок равен 30-90 дням). Срок в 15 дней многие страховщики считают "катастрофически малым". В ходе предварительных обсуждений представители страховых компаний высказывали опасения, что слишком жесткие условия по выплатам и поспешность в принятии страховщиками решений создадут благоприятный климат для развития мошенничества в этой области.
По мнению участников рынка, для того чтобы страховщики четко соблюдали свои обязанности по срокам выплат, в законе также нужно более четко прописать сроки предоставления компетентными органами информации по запросам и указать меры ответственности за их неисполнение. По действующему закону, ГИБДД и другие компетентные органы должны реагировать на запросы страховщиков в кратчайшие сроки, чего на самом деле не происходит.
Кроме того, необходимо ввести единые стандарты для оценки ущерба и сделать их обязательными для всех экспертов. Сегодня эксперты-оценщики работают по разным программам, поэтому ущерб от одной и той же аварии оценивается в разных компаниях в разные суммы, что также вызывает нарекания у страхователей.
В настоящее время законопроект прошел первое чтение и содержит несколько основных положений. Так, согласно предложенным поправкам, в случае нарушения срока выплат компания должна выплатить потерпевшему неустойку за каждый день просрочки в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы страховой выплаты или от той ее части, которая не выплачена клиенту. Неустойка перечисляется одновременно со страховой выплатой.
Кроме того, предлагается, чтобы в случае нарушения срока направления мотивированного отказа в страховой выплате не более чем на 15 дней, страховщик уплачивал неустойку в размере 500 рублей; в случае нарушения этого срока более чем на 15 дней, но менее чем на 30 дней, - 5 тыс. рублей; при нарушении срока более чем на 30 дней - 25 тыс. рублей.
При взыскании страховой выплаты в судебном порядке размер неустойки может быть увеличен до полутора раз. В поправках оговаривается, что сумма уплаченной неустойки или ее части не может превышать сумму страховой выплаты. Сумма неустойки уплачивается помимо причитающейся потерпевшему страховой выплаты.
Следующее, второе чтение законопроекта должно было состояться 10 марта 2006 года, но было перенесено на более поздний срок.
НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ
В конце 2005 года правительство и Минфин РФ подготовили ряд законопроектов, которые пока еще не обсуждались в Госдуме. Нововведения, которые предлагает правительство, направлены на облегчение процедуры получения возмещения по мелким дорожно-транспортным происшествиям (ДТП). Однако введение этих новаций предусматривается по истечении переходного периода, сроки которого еще обсуждаются и могут достигнуть двух лет.
В законопроекте правительства предусматривается возможность обратиться за выплатой не к страховщику виновной стороны, а к собственному страховщику, с которым страхователь заключил договор ОСАГО. Но сделать это будет возможно при нескольких условиях. В частности, если вред был нанесен только имуществу и нет пострадавших, если в ДТП не было много участников, а сумма ущерба невелика. Предельный уровень такой выплаты еще обсуждается, но окажется примерно на уровне средней выплаты по ОСАГО (около 20-25 тыс. рублей).
В конце 2005 года некоторые страховщики объявили о создании пилотного проекта по взаимному признанию и урегулированию убытков. В частности, 5 ведущих страховых компаний - РОСНО, "Ресо-Гарантия", "Ингосстрах", "Альфа-Страхование", "Согласие" - намерены объявить о создании системы упрощенной процедуры выплат для своих клиентов.
Далее в поправках к закону об ОСАГО предусмотрено упрощение системы оформления мелких ДТП в части проведения экспертизы. "Если нет разногласий участников, а повреждения автомобиля незначительны и очевидны, например, разбита фара, проведение экспертизы не столь уж необходимо. По договоренности с потерпевшим и страховщиком величина ущерба может быть определена без проведения экспертизы по мелким ДТП. Если же одна из сторон или страховщик настаивает, экспертизу проводить придется.
Третьей новацией в рамках упрощения процедуры урегулирования убытков по ОСАГО является предложение, поступившее от ГИБДД. Суть его заключается в том, чтобы отказаться от необходимости выезда сотрудника ГИБДД на место мелкой аварии. Нынешняя система определения вины в ДТП несовершенна. Даже сотрудники ГИБДД не определяют ее, а только составляют протокол на месте происшествия, выявляют нарушения. Если участники мелкого ДТП согласны с обстоятельствами события, они могут обратиться к страховщику за выплатой без составления протокола ГИБДД. Впрочем, подобная инициатива потребует внесения изменений в документы ГИБДД, в Правила дорожного движения, а также в Правила обязательного автострахования.
Ключевым предложением Минфина РФ, направленным на повышение социальной защиты пострадавших можно считать отмену общего лимита выплат на возмещение по рискам, связанным с жизнью и здоровьем потерпевших при множестве участников происшествия. Вместо 240 тыс. на всех пострадавших будет введен лимит ответственности в размере 160 тыс. на каждого участника аварии.
Пока эксперты не расценивают эти поправки в качестве основания для роста базового тарифа по ОСАГО. Но эта ситуация может измениться в будущем, когда доля выплат возрастет. Ведь, согласно Гражданскому кодексу, иски в отношении выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ДТП могут предъявляться без ограничения срока.
Еще одно новшество касается минимального срока действия полиса ОСАГО. Так, Минфин РФ предлагает сократить его с 6 до 4 месяцев. Это сделано с учетом пожеланий граждан, использующих транспорт в летний период. От введения полиса выходного дня Минфин отказался из-за экономической нецелесообразности такой меры. Расчеты показали, что это невыгодно для приобретателей полисов.
Анжела ДОЛГОПОЛОВА, главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА".