КЛИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ...
Вопросы страхования жизни, здоровья, имущества и т.д. привлекают все большее внимание читателей "Забайкальского рабочего". Для ответов на них редакция вводит постоянную рубрику - "Страхование". А отвечать на вопросы, рассказывать обо всех новшествах на рынке страховых услуг и в соответствующем законодательстве будет генеральный директор управления Российской государственной страховой компании (Росгосстрах) по Читинской области Алексей Викторович САВЧЕНКО.
- Каковы роль и значение системы урегулирования убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в деятельности страховой организации?
- Урегулирование убытков является самой важной составной частью системы клиентского обслуживания. Клиент составляет свое впечатление о страховой компании по тому, как она работает в этой области. Если его устраивает сервис - он останется в компании и будет в дальнейшем покупать другие страховые продукты, если нет, он не только уйдет сам, но и расскажет всем своим друзьям и знакомым, как с ним плохо обошлись. Поэтому в Росгосстрахе системе урегулирования убытков уделяется самое большое внимание. У нас сформирована единая база данных, доступ к которой имеют все региональные подразделения компании, поэтому в случае, когда наш страхователь совершает ДТП за пределами Читинской области, нам проще урегулировать ущерб, чем многим другим страховым компаниям.
- Что входит в пакет тех самых "необходимых документов", которые человек должен представить в страховую компанию, чтобы получить возмещение ущерба по ОСАГО, и с момента представления которых начинается отсчет оговоренных законом 15 дней?
- Необходимо разделить этот вопрос на две части: вред, причиненный имуществу, и вред, причиненный жизни и здоровью. Во втором случае срок сбора документов может быть сильно растянут во времени, поскольку пострадавшему требуется пройти определенный курс лечения, а при постоянной утрате трудоспособности необходимо заключение медико-социальной или судебно-медицинской экспертизы, сроки проведения которых тоже достаточно велики и не зависят от страховщика.
Урегулирование ущерба жизни и здоровью потерпевших - это особая, достаточно сложная процедура. Чаще всего интересует ущерб, нанесенный транспортному средству потерпевшего, поскольку основная часть выплат страховых компаний приходится именно на "железо". При наступлении аварии потерпевший обязан при первой возможности уведомить страховщика о ДТП, а в течение пяти рабочих дней представить извещение о ДТП и подать заявление о страховой выплате. К заявлению должны быть приложены копия протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, а также справка ГИБДД установленной формы с указанием лиц, нарушивших требования правил дорожного движения, а также повреждений транспортных средств, пострадавших при аварии. В некоторых случаях вместо указанных постановления и протокола органами ГИБДД могут выдаваться заменяющие их документы - определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Потерпевшему также необходимо представить свой паспорт (или заменяющий его документ) и документы на машину - водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС (или ПТС), талон техосмотра. Если потерпевший не является собственником автомобиля, в комплект документов входит доверенность на право управления транспортным средством (договор аренды, для юридических лиц - путевой лист), а также нотариально заверенная (для юридических лиц - печатью организации) доверенность на представление интересов собственника в страховой компании.
В том случае, если извещение о ДТП участниками не составлялось (например, по состоянию здоровья страхователя), потерпевшему необходимо взять у него копию полиса, а если это невозможно, хотя бы записать данные о страхователе: фамилию, имя, отчество, серию и номер полиса, дату его выдачи, срок действия и в каком центре продаж он выдан. Эти данные также представляются в страховую компанию.
При наличии всех указанных выше документов потерпевший представляет свою машину страховщику для осмотра и расчета стоимости восстановительного ремонта. Результат такого расчета также входит в пакет документов.
Кстати, если потерпевший хочет получить выплату в безналичной форме, ему необходимо сообщить страховщику о реквизитах банка, куда будет перечисляться страховое возмещение.
Но я хочу еще раз подчеркнуть, что установленный законом 15-дневный срок отсчитывается с момента представления последнего документа. Зачастую бывает так, что потерпевший приносит часть документов, а потом по одной все остальные бумаги и искренне считает, что отсчет пошел с того момента, как он написал заявление в страховую компанию.
- А реально в течение какого срока потерпевший получает возмещение в Росгосстрахе ?
- В Читинской области средний срок урегулирования убытков сегодня составляет 12 дней. Нам удалось сократить установленный законом срок благодаря тому, что наши сотрудники помогают потерпевшим в сборе необходимых документов.
- С какими основными проблемами вы сталкиваетесь в процессе урегулирования убытков?
- Страхователи, к сожалению, до сих пор не могут понять, что ОСАГО - это не полное возмещение всего вреда, нанесенного транспортному средству, а возмещение частичного вреда. Во-первых, лимит ответственности страховщика ограничен законодательно страховой суммой. По "железу" это 120 тыс. руб. при повреждении одной машины и 160 тыс. руб. - двух и более, а по причинению вреда жизни и здоровью - 160 тыс. рублей на одного потерпевшего и 240 тыс. рублей - на двух и более. Во-вторых, законодателем умышленно закреплено в законе возмещение с учетом износа автомобиля, который считается по общепринятым экспертным методикам. Кроме того, при определении стоимости восстановительных работ страховщики обязаны руководствоваться среднерыночными ценами на нормочасы в данном регионе, что тоже не позволяет выплачивать возмещение вреда в полном объеме.
- Что же делать потерпевшему, если он не удовлетворен той суммой, которую выплатила ему страховая компания? Что делать с потерей товарного вида?
- Подавать в суд на виновника ДТП. Получив часть возмещения от страховщика и имея на руках документы, подтверждающие фактические расходы по восстановлению автомобиля до первоначального состояния, потерпевший имеет право сначала обратиться к виновнику ДТП с просьбой возместить разницу между выплатами, произведенными страховщиком, и фактическими затратами. Если страхователь откажется, значит, остается только одно - суд. И такой иск, кстати, имеет реальную судебную перспективу. Такие дела входят в компетенцию мировых судей - их сейчас становится все больше. Я думаю, что со временем система мировых судей будет играть очень высокую роль в рассмотрении подобных дел. Я бы посоветовал потерпевшим не бояться и идти в суд - это нормальный, цивилизованный путь решения подобных споров.