Перейти к основному содержанию

Главная      ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Дело N 186

Страшна не страховка, а процедура ее получения

Самый успешно действующий на сегодня в России закон - это закон подлости. Тот самый, абстрактный, но с которым мы так или иначе сталкиваемся едва ли не на каждом шагу.

В первый день отпуска я возвращался из сада. Затемно. Поворачивая к дому, почти остановился, поскольку в этом месте уже пару лет "ловит" ничего не подозревающих водителей огромная выбоина. Засыпать ее, расположившуюся в окрестностях одной из центральных улиц самого крупного в Уфе микрорайона, никто не отважится - напряженка, видать, в республике с гравием. И вот когда я осторожно, воздавая хвалу дорожникам и коммунальщикам, преодолевал это препятствие на только что купленных "Жигулях", почувствовал, что в зад моей "семерки" въехали. Выхожу - точно, в заднее крыло уперся потертый бампер "восьмерки", напоминающей латаный-перелатанный истребитель второй мировой. По бокам, тараща глаза, два запыхавшихся шпингалета, которые, судя по всему, и разогнали давший дуба аппарат до приличной скорости. Причем без включенных габаритов и фактически без управления: место водителя пустовало.

Вот он, закон подлости, в действии - если не ты в кого-то, то в тебя. И главное - таким идиотским способом.

Вмятина, в принципе, небольшая. Но каково на душе! Машина, как говорят, нулевая, муха не сидела, да еще первый день отпуска, в течение которого сдуру или на радостях - уж не знаю - махал на огороде лопатой. Самое время - в кровать, под одеяло, а тут мельтеши на пятачке, словно мотылек под фонарем.

Предложение рассчитаться на месте, без волокиты, пацаны встретили в штыки:

- Ты че, в натуре, сам же виноват. Какие расчеты могут быть, братан?

Звоню в ГАИ. Экипаж дорожно-патрульной службы прибыл достаточно быстро. Начались замеры, снятие показаний, составление протоколов. В общем, всего того, от чего захотелось выть на показавшуюся из-за туч луну.

Часам к двум ночи ставим подписи в бумагах и направляемся в городской полк. Там объяснили, что нужно заполнить еще одну "портянку" - объяснительную. Через минут тридцать прорываемся к инспектору. Инспектор, молоденький, но уже достаточно упитанный лейтенант, посмотрел на нас с выражением лица вернувшегося из командировки мужа, который застал в спальне жены зашедшего за спичками соседа:

- Сколько времени, ходоки, а? Правильно, три. Я спать должен? Соображаете? Значит, до свидания.

Литеха захлопнул папку и дал понять, что мы можем идти. Аж на три дня. Ладно - не на три буквы. На том спасибо.

В условленное время вновь предстали перед очами уже выспавшегося офицера.

- Виновен, - вынес он вердикт обалдевшему пилоту раздолбанной "восьмерки".

От сердца отлегло. Все-таки есть в милиции порядочные мужики. Значит, дело за малым - за возмещением ущерба.

- А че я буду платить? - открестился от меня главный участник ДТП, - пусть фирма платит.

И мы двинули на улицу Жукова, где расположился "Росгосстрах". И вновь начали заполнять многочисленные бумаги. Услужливо-приветливые сотрудницы конторы вселяли оптимизм и уверенность: еще несколько формальностей - и дело будет сделано.

И тут началось самое интересное: фирма, в которой был застрахован автор вмятины моей "семерки", начала вытягивать с пострадавшего, то есть с меня, деньги. Меня пригласили уплатить почти полтыщи за проведение так называемой независимой экспертизы. Суть ее заключалась в том, что шустрый малый в течение трех минут цифровой фотокамерой сфотографировал в разных ракурсах злополучное крыло и зафиксировал показания спидометра. Все. И опять порекомендовали зайти через пару дней. Что я, естественно, и сделал.

- Рано, - сказали мне, - экспертиза еще не готова.

Лишь через неделю мне вручили подшитое дело с шестизначными цифрами.

- Для удобства назовем его N 186 - по трем последним цифрам, - объяснила словоохотливая девица.

- И что из этого следует? - не понял я.

- А то, что за утрату товарного вида автомобиля вам положено две с лишним тысячи рублей.

- Я могу их получить?

- Разумеется, - интригующе улыбнулась красавица, - если вам их выплатит виновник ДТП. По закону он возмещает такие убытки. Кстати, и стоимость услуг вы тоже с него вправе требовать.

- А если он откажется?

- Тогда - в суд, - констатировала сотрудница.

Я понял, что попадаю в бюрократическую западню. Раздражение сменилось чисто профессиональным любопытством: чем и когда все это кончится?

Уже в другом кабинете, где, собственно, оформлялось само дело, меня тоже поджидал сюрприз: - Разбирательство пока приостановлено.

- Почему?

- Вы должны доставить из полка ГАИ пакет всех документов: протоколы, объяснительные, схему ДТП и т.д.

- А почему я? Я же пострадавший. Для чего же тогда страховался? Миловидная хозяйка уютных апартаментов равнодушно пожала плечами: - Дело ваше...

Действительно - мое. В России любое нововведение тонет в бюрократическом равнодушии, будто камни в навозе. Вот и со страхованием автомобилей то же самое получилось. Мытарства клиента никого не интересуют. Главное - деньги идут. Есть на что новые офисы возводить, новые кабинеты оборудовать. И так - во всех сферах человеческой деятельности.

Виновника ДТП я в условленное время, естественно, не дождался. Направился в полк за документами. Там выяснилось, что создана целая фирмочка по выдаче ваших же бумаг. Отстояв полчаса в очереди, узнаю, что приехал рано(!), протоколы еще не поступили.

Приезжаю на следующий день. Молодая женщина с недовольным почему-то опять видом сообщает, что в полку утеряна печать.

- Когда же можно приехать?

- Когда найдут, - хмыкнула мадам.

В очередной раз удача улыбнулась: печать нашлась! Но документы еще не завизированы!

К концу недели за стеклом слышу заветную фразу: - Можете получить. Только оплатите в кассе квитанцию.

- Позвольте, за что?

- За документы. Разве не понятно? - цыкнули за перегородкой.

Честно говоря - нет. Вынесены все решения-постановления, все подписано участниками ДТП, и теперь из тебя же вытрясают почти полтораста рубликов! Но самое интересное - второго экземпляра на руки никто не дал.

Наконец, все сдаю в "Росгосстрах". Там рекомендуют позвонить к концу недели. Звоню. Подождите, говорят. Звоню после выходных.

- Ничего сказать не можем. Ваше дело на экспертизе у юристов.

- Помилуйте, для чего она? Ведь уже все ясно.

- Обычно на экспертизу попадают бесперспективные дела, - вздохнули на другом конце провода.

- Для кого бесперспективные?

- Для клиента. Так что звоните...

Высший пилотаж! Где, в каком государстве могла бы существовать самая мало-мальская конторочка, если бы хоть один клиент застонал ну на полквартала, допустим, от столь бесцеремонного обхождения!

Набираю опостыливший уже мне номер телефона на очередной неделе.

- Какое ваше дело? 186? - в эфире возникла пауза.

- Вы знаете, вашего дела вообще нет.

- Как это? - подхватил я вместе с телефонной трубкой упавшую было челюсть. - Куда вы его дели?

- Не знаю, - вздохнула сотрудница, - звоните.

И я начал ломиться по другим номерам. К концу следующей недели мне, наконец, сообщили, что я могу получить причитающуюся сумму в кассе, которая находится в центре Уфы.

В понедельник прибыл к указанному часу.

- Ближе, - грозно приказала кассир, сличая мое фото в паспорте с физиономией на плечах.

Я сунул свою "карточку" в окошко и чуть ли не в зубы мне запихнули пару бумажек.

- Следующий!

Ни тебе извинений, ни здрасьте - до свидания. А ведь со дня ДТП прошел ровно месяц! В первом попавшемся сервисе над выданной мне "Росгосстрахом" суммой посмеялись: - Добавляй еще столько - сделаем.

Добавил. Сделали. Но в итоге - одни убытки. Не считая убитого времени. То есть угроханного отпуска. А как же другие? Те, кто в настоящие аварии попадают?

- Тебе еще повезло, - улыбнулся знакомый юрист. - Люди по полгода пороги обивают. А вот то, что тебе предложили с виновника за утрату товарного вида деньги требовать, - это законом действительно прописано. Но уже есть практика: суды обязывают страховые компании возмещать эти убытки. Правда, все это тоже времени требует. Да и нервов...