ГИБДД - штрафные батальоны мирного времени
"5 колесо"
Отличный "подарок" ожидает автомобилистов в новогодние праздники. Штрафы за нарушения правил дорожного движения будут, по-видимому, увеличены в десять раз. Таким образом, многочисленные призывы общественности о реорганизации службы ГИБДД в эффективную дорожную службу европейского типа остались не услышанными. Сбываются худшие ожидания: гаишники вместо организаторов безопасного движения на дорогах все больше превращаются в банальные "штрафные" батальоны.
Депутаты Государственной думы в последние месяцы буквально завалены новыми законопроектами, поправками, дополнениями к старым циркулярам, касающимися правил дорожного движения, штрафов, ОСАГО и полномочий ГИБДД. Например, "дорожные силовики" продвигали "хитрый" документ, по которому все штрафы должны были подняться в семь раз: сейчас водители платят исходя из того, что МРОТ равен 100 рублям, а предлагалось поднять эту ставку до 720 рублей. Не успели депутаты в прошлом месяце отклонить это предложение, как к ним тут же поступили новые. Гаишники гнут свое: штрафы надо повышать до тех пор, пока водители не начнут соблюдать правила движения.
Не исключено, что Новый год мы будем встречать уже с новыми штрафами и рядом других жестких нововведений в КоАП. Например, за превышение скорости на 40 км/ч водителю придется заплатить уже не 300 рублей, а около 1000. За проезд на красный свет вместо 100 рублей надо будет отдать 500-1000.
Наверно, сотрудники ГИБДД получат возможность самостоятельно проверять водителей на алкоголь и отбирать права почти по любому поводу. Также планируется возродить балльную систему наказания. Помните? Набрал определенную сумму баллов - и лишился водительского удостоверения на год с последующим экзаменом и уплатой штрафа.
"Ужесточать наказание надо, - считает лидер Движения автомобилистов России, депутат Виктор Похмелкин. - Но нельзя это делать вне комплекса других мер, в том числе реорганизации ГИБДД. Создавать дополнительный инструмент для репрессий людям, работающим непрофессионально и корыстно, нельзя".
Вот и в Федеральном агентстве по надзору в сфере транспорта недавно выяснили, что каждое второе ДТП прямо или косвенно связано с дорожными условиями. В агентстве также считают, что низкий уровень дорожно-транспортной безопасности у нас в стране обусловлен неудовлетворительным состоянием автотранспорта. Оказывается, дело совсем не в плохих водителях! Отвратительные дороги, отсутствие разметки, освещения, светофоров, некачественный техосмотр - вот что приводит к многочисленным авариям.
ГИБДД-ГАИ с незапамятных времен является крупнейшей естественной монополией в сфере дорожного движения, которая не поддается никакому общественному контролю и реформированию. Широта полномочий этой службы впечатляет: она проводит техосмотры, регистрирует автотранспорт, принимает экзамены у новичков, выдает водительские права, занимается организацией движения и разбором ДТП, собирает штрафы, издает инструкции и приказы... Казалось бы, под присмотром такой могучей полувоенной организации водители должны по струнке ходить, то есть ездить, а они почему-то все время норовят что-нибудь нарушить, и никакой управы на них нет. Ну, подняли штрафы, авось иной лихач призадумается, прежде чем нарушать. А дальше-то что? Быть может, как в старом анекдоте про сантехника, надо не сливной бачок менять, а всю систему? ..