"ПАРОВОЗ" НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ
Страховщики улучшают обслуживание клиентов
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), которому скоро исполнится два года, становится обычным явлением нашей жизни. Было время, когда страховщики горячо доказывали необходимость ОСАГО для безопасности российских дорог, автолюбители не менее горячо возмущались тем, что им навязывают расходы, о которых они не просили. Теперь, спустя два года, страсти поутихли. И оценки ОСАГО среди владельцев автомобилей начинают меняться - с резко отрицательных до осторожно положительных.
Главный аргумент противников ОСАГО - якобы "сверхприбыли" страховщиков. За июль-декабрь 2003 года страховые компании собрали 25, 3 млрд. рублей, за 2004 год - 49, 3 млрд. рублей. Выплаты же были относительно небольшими - в 2003 году 1, 2 млрд. рублей, в 2004 году они оказались уже в несколько раз больше - 18 млрд. рублей. Однако обличители страховщиков забывают, что базовая стоимость полиса ОСАГО порядка 2 тыс. рублей. И тариф при этом в течение двух лет не менялся, несмотря на инфляцию (подорожание топлива, запчастей, ремонта автомобилей).
Средняя же выплата - свыше 20 тыс. рублей.
По закону об ОСАГО из каждого рубля 77 копеек резервируются на нынешние и будущие выплаты. Компании, занимающиеся "автогражданкой" , не могут рассчитывать на большую прибыль, чем та, что заложена в законе об ОСАГО. А она не должна превышать 5 процентов, и то на эти деньги страховщики могут рассчитывать только через три года, ведь надо же сохранять резервы на будущие выплаты. За выполнением этого требования страховой регулятор - Федеральная служба страхового надзора (ФССН) - следит очень строго.
А страховые выплаты по ОСАГО между тем нарастают. За девять месяцев уже выплачено 18, 5 млрд. рублей, а к концу года этот показатель с учетом аварийного зимнего периода будет значительно больше.
Вал выплат уже ударил по самым слабым и недальновидным страховым компаниям. Летом о финансовых затруднениях заявили сразу пять страховщиков: АВЕСТ, "Доверие" , "Западно-Сибирская транспортная страховая компания" , "Евро-Азиатская страховая компания" и "Содружество Независимых Государств". Еще у десятка компаний возникают проблемы с резервами.
- Нарастающие выплаты закономерны, мы к этому процессу готовились, - говорит вице-президент Росгосстраха Игорь Игнатьев. - Можно даже сказать, что все идет по известному сценарию, по которому прошли многие европейские страны. Крупные страховщики, рассматривающие ОСАГО как "долгий" бизнес, выплатили уже практически все, что собрали. Росгосстрах, например, каждый день выплачивает по ОСАГО по всей стране свыше 42 млн. рублей. Развитие страхования автогражданской ответственности сегодня ставит перед лидерами рынка иную задачу - улучшение качества обслуживания.
Такого же мнения придерживается и глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев. В одном из интервью он заявил, что в ближайшие годы некоторые компании добровольно будут отказываться от ОСАГО, потому что это сложный вид бизнеса. По мнению Ломакина-Румянцева, через несколько лет на рынке останутся только технологически подготовленные к ОСАГО компании.
Те же, кто рассматривал ОСАГО как своего рода "паровоз" для развития других видов страхования (а это все нынешние лидеры страхового рынка), технологической стороной дела озаботился давно. Главная задача, стоявшая перед страховщиками два года назад, - создать отдельную от продаж систему выплат. "Мы организовали 233 специализированных центра урегулирования страховых случаев, - рассказывает Игорь Игнатьев. - Они расположены во всех регионах страны, и любой клиент Росгосстраха может получить в них помощь, независимо от того, где он покупал полис и где попал в ДТП. Мы сознательно пошли на большие расходы по организации таких центров, потому что заинтересованы в эффективности нашей работы".
Логика этого представителя одной из крупнейших страховых компаний понятна: если автовладелец встречает к себе приветливое отношение, быстро и без больших сложностей получает выплату, ему захочется и в дальнейшем иметь дело с этой же страховой компанией. А, купив сначала полис ОСАГО, он потом приобретет и полис каско. Вслед за страхованием автомобиля задумается о страховании имущества, потом - страховании от несчастного случая и медицинском страховании.
Короче говоря, удовлетворенный страховщиком автомобилист - это потенциальный клиент. А это значит, что страхование, давно признанное в мире эффективным способом защиты от непредвиденных напастей, прочно войдет и в нашу жизнь.