СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО
Тормозной путь длиной в полгода
Ускорение выплаты страхового возмещения - в руках водителя
"Автогражданку" у нас невзлюбили сразу. Чуяло народное сердце, что страховых выплат ждать месяцами, да и побегать за ними придется изрядно. Одни винят в волоките закон, другие - страховые компании, но никто не винит себя, свою беспечность и правовую неграмотность. Зачастую же именно заблуждения водителей являются причиной задержки выплат. Как в этой истории.
Сергей был уверен, что ДТП обойдет его стороной. Но ускоренные водительские курсы и малый опыт вождения свое дело сделали: машина пострадала от столкновения. Оба водителя дали объяснения по обстоятельствам происшедшего, заполнили извещения о ДТП, сообщили по телефону о случившемся в страховые компании и разъехались. При этом ни одного документа, подтверждающего факт дорожно-транспортного происшествия, ими получено не было.
В соответствии же с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств потерпевший должен приложить к требованию о страховой выплате справку о происшествии, копии протокола и постановления об административном правонарушении и извещение о ДТП. При их отсутствии страхования компания отказывает в выплате или затягивает ее сроки.
Заметим, что сбор документов возлагается на водителей, а многие из них почему-то убеждены, что этим должен заниматься страховщик. Особенно дорого такой предрассудок обходится водителям, попавшим в аварию далеко от постоянного места жительства.
Дело в том, что неприятность эта произошла с нашим земляком и жителем Московской области. Когда Сергей обратился в страховую компанию водителя, причинившего ущерб, ему отказали и в выплате, и в направлении запроса в Московскую область для получения необходимых документов. Отказ компания мотивировала тем, что не имеет на то полномочий. Хотя п. 67 вышеуказанных Правил предоставляет ей право запрашивать компетентные органы о документах. Нужно ли говорить, что страховщик не счел нужным им воспользоваться?
Не видя другого выхода, Сергей обратился к адвокату. Тот направил запрос в ГИБДД по месту совершения аварии, и документы (копии объяснения водителей, копия схемы ДТП, копии актов медицинского освидетельствования) были получены.
Но это еще не все. Копии протокола и постановления об административном нарушении были отправлены в Зеленоград, по месту жительства второго водителя, а потому выслать их в Уфу было невозможно. Без них же страховая компания категорически отказалась рассматривать страховой случай. Пришлось писать новый запрос - уже в Зеленоград и снова ждать. В результате, страховая сумма все же была выплачена, но только через полгода после совершения ДТП.
Чтобы сэкономить свое время и силы, уже на месте происшествия надо получить все необходимые документы. Тем более что копия протокола вручается лишь по заявлению водителя. Точный адрес отдела ГИБДД, где находятся материалы по факту происшествия, тоже понадобится для отправления запросов, особенно если машина пострадала далеко от дома.
Конечно, закон несовершенен, страховщики нацелены на малые размеры возмещений и большие сроки их выплаты. Но если сами водители не будут вставлять себе палки в колеса, конфликтов станет намного меньше.