Перейти к основному содержанию

Главная      В Прикамье подсчитали эффективность инвестиций в человеческий ресурс

В Прикамье подсчитали эффективность инвестиций в человеческий ресурс

Ущерб от смертности экономически активного населения превышает полтора годовых бюджета Пермской области

Первое место в Приволжском федеральном округе по смертности, последнее - по продолжительности жизни - такими выдающимися демографическими показателями будет наделен новорожденный субъект РФ Пермский край. Два инвалида (см. диаграмму): Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ - сольются в один нездоровый организм, который придется выводить из "состояния средней тяжести". Как? "Социальный" вице-губернатор Валерий Сухих (врач, фармацевт и кандидат экономических наук) полагает, что систему здравоохранения можно оздоровить, изменив направление пронизывающих ее финансовых потоков.

Деньги - пациент - деньги

Модернизация уже началась. С 1 июля 2005 года неработающему населению области предоставлено право самостоятельно раз в год делать выбор организации, в которой он будет застрахован по системе ОМС. С 2006 года каждый житель Пермского края получит такое право. Прямое финансирование лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) территориальным фондом обязательного медицинского страхования - ПОФОМС будет прекращено. Деньги в поликлинику "принесет" сам пациент. Не наличкой, конечно же, а через полис ОМС.

Страховые медицинские организации уже в этом году начинают конкурировать между собой за клиента, то есть за ресурс, который закреплен за каждым, кто от лица Пермской области будет застрахован по ОМС. ЛПУ в свою очередь вынуждены конкурировать за страховую организацию, через которую к ним может поступить или не поступить этот ресурс. Если застрахованный проживает на территории, где всего одна поликлиника, конкурентные отношения возникнут между участковыми врачами. За контингент!

Экономическая подоплека соревнования проста: за каждого прикрепленного жителя ЛПУ в целом (и каждый участковый врач в отдельности) должен получать определенную сумму; размер суммы не зависит от состояния здоровья подопечного. Но как раз из этой суммы ЛПУ, будучи бюджетодержателем, должно рассчитываться со стационаром, с параклиникой и платить в том числе за брак в работе - за оказание услуг скорой медицинской помощи лицам, прикрепленным к данной поликлинике.

Стоимость лечения каждого конкретного заболевания и объем оказываемой пациенту помощи должны соответствовать медико-экономическим стандартам (МЭС), действующим в регионе. Соблюдение МЭС, соотношение цена - качество по всем видам медицинской помощи и прочие нюансы, связанные с соблюдением интересов больного, будет отслеживать страховая медицинская организация, которую каждый человек выбирает сам и по итогам года может по своему усмотрению поменять. Таким образом, возможность сэкономить на здоровье пациента сводится к минимуму, только за счет снижения себестоимости. В то же время выходит на первый план зависимость: чем крепче здоровье жителей, прикрепленных к участку, тем больший ресурс остается в распоряжении ЛПУ и семейного врача. Предложенная концепция, по мнению Валерия Сухих, стимулирует медицинских работников к проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению общего уровня заболеваемости. Население тоже получит стимул осваивать здоровый образ жизни. Этому послужит прозрачность программы ОМС. Каждый житель края получит исчерпывающую информацию о том, какой объем услуг положен ему "бесплатно" и за что, в случае временной потери трудоспособности, придется доплачивать.

Жизнь и смерть в рублевом эквиваленте

Сегодня на федеральном уровне усиливается озабоченность тем, как идет модернизация российской системы здравоохранения. Вопрос повышения качества и доступности медицинского обслуживания в Российской Федерации вынесен на рассмотрение президиума Государственного совета, который осенью 2005 года пройдет в Пензе. Пристальному изучению подвергнется опыт Приволжского федерального округа и, в частности, Пермской области. Валерий Сухих вошел в редакционную группу и в рабочую комиссию по подготовке материалов к этому совещанию. Вниманию президиума Госсовета будет предложена оценка экономической эффективности инвестиций в здравоохранение на примере расчетов, сделанных для нашего региона.

В среднем вклад каждого жителя области в трудоспособном возрасте в региональный валовой продукт (ВРП) составляет 194 тысячи рублей. Срок недожития до пенсионного возраста у нас составляет в среднем 15 лет на одного умершего. В 2004 году Пермская область из-за смертности трудоспособного населения недополучила валового регионального продукта на 54 миллиарда 697 миллионов рублей. Для сравнения: консолидированный региональный бюджет 2005 года составляет около 37 миллиардов рублей.

Создавая экономическую модель реформирования региональной системы здравоохранения, разработчики оценивали эффективность вложения средств в те или иные структурные подразделения отрасли. Учитывая, что половина случаев ранней смертности в Пермской области вызвана травмами и отравлениями, рабочая группа сделала экономическую оценку эффективности вложения средств в оказание скорой медицинской помощи.

Возьмем только один параметр. Обеспеченность врачами скорой помощи составляет 0, 27 ставки на одну тысячу человек. При этом смертность по причине травм и отравлений - 4, 54 случая на одну тысячу человек. Недожитие до пенсионного возраста по факту травм и отравлений составляет 19 лет на один случай.

Произведя затраты в 20 миллионов рублей, мы увеличиваем количество ставок до 0, 3 на одну тысячу человек. Эффект такой: продолжительность жизни увеличивается на 0, 3 года, риск потери человеческих ресурсов по причине травм и отравлений уменьшается, потери бюджета по этой статье сокращаются на 26, 4 миллиона рублей. Экономический эффект составит 6, 4 миллиона рублей, или 32 процента годовых!

Можно добиться большей эффективности, если инвестировать не равномерно по всей области, а выборочно. Наибольший эффект инвестиции в здравоохранение дадут в Перми и Березниках, где сосредоточено крупное производство и персональный вклад каждого работающего в формирование РВП наиболее существенный. В целом региональная власть строит амбициозные планы: добиться продолжительности жизни женщин до 80 и мужчин - до 70 лет.

Экономические рычаги

Существуют стандартные показатели, характеризующие состояние здоровья в регионе: смертность, продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидизация населения, уровень психологического комфорта, связанного с удовлетворенностью качеством и доступностью медицинской помощи. Для улучшения этих показателей необходимо решать экономические и структурные проблемы здравоохранения, формулировать задачи для смежных отраслей. Например, техзадание правоохранительным органам по снижению уровня ДТП, количества криминальных травм и отравлений суррогатами; техзадание системе образования, в рамках которой должны прививаться навыки здорового образа жизни и т. п. Это - общая практика. Уникальность пермского эксперимента в следующем. До сих пор медицинская помощь рассматривалась исключительно как социальная нагрузка на бюджет. Прикамье - первый регион в России, где к реформированию системы здравоохранения приступили, просчитывая в рублях его инвестиционную привлекательность. В этом контексте ОМС становится рычагом реструктурирования отрасли, формирования новых правил игры и достижения заданных показателей экономической эффективности. А впоследствии ожидается повышение спроса на добровольное медицинское страхование и развитие сопутствующих сегментов рынка, в том числе и платных медицинских услуг, но это - отдельная тема.