НОВЫЕ "ПРАВА" ВОДИТЕЛЕЙ: ЗАЧЕМ, КОГДА И ПОЧЕМ
По ним за границей дадут напрокат машину и удостоверят личность
Продолжаем информировать наших читателей о новшествах, запланированных на ближайшее время для "человека за рулем". Помимо обязательной страховки автотранспорта, введенной с начала этого года, автолюбителей ждут еще и водительские удостоверения нового образца, под которые будет создаваться единая информационная база данных. Что представляют из себя новые "права", как они будут выдаваться и когда, корреспондент "Сегодня" выясняла у специалистов.
ОТВЕЧАЕТ ЕВРОСТАНДАРТАМ
Как рассказал заместитель начальника управления Департамента ГАИ МВД Украины Василий Зайченко, введение новых водительских удостоверений продиктовано временем.
Во-первых, ни ГАИ, ни управление статистики не знают точно, сколько в нашей стране сейчас водителей. По весьма ориентировочным оценкам, их число составляет от 10 до 15 млн. и увеличивается примерно на полмиллиона в год. Нет даже данных по количеству дорожно-транспортных происшествий за год, не говоря уже о предыдущих периодах. Зафиксированы только ДТП с потерпевшими, а сколько случаев, когда водители улаживают вопрос без участия милиции, неизвестно.
Во-вторых, во многих странах Европы ныне действующие в Украине "права" не признаются органами полиции. Самой консервативной в этом плане является Франция, где водительские удостоверения старого образца лучше никому не показывать - местные правоохранительные органы не считают их документом.
В Австрии страдают водители большегрузных автомобилей - тамошние полицейские требуют исключительно международные удостоверения.
Чтобы люди не чувствовали себя гражданами страны третьего мира, могли свободно управлять транспортным средством, брать авто напрокат, и было принято решение создать удостоверение, соответствующее международным образцам. Новый документ отвечает европейским стандартам и требованиям Международной конвенции дорожного движения. Он будет признан в Европе, и это уже подтвердило транспортное управление Еврокомиссии.
- Самое главное достижение, - говорит Василий Зайченко, - что согласно указу президента N500, водительское удостоверение может, наравне с паспортом, идентифицировать личность хозяина. Единственная разница в том, что в паспорте по прошествии определенного времени вклеивается новое фото владельца, а у водительского будет заканчиваться срок действия, и документ придется менять. Конечно, тягаться с паспортом водительские удостоверения не смогут. Права будут лишь приложением к паспорту, небольшим и удобным. При этом Госавтоинспекция будет настаивать, чтобы все участники дорожного движения - а это не только люди за рулем, но и пешеходы, пассажиры транспорта - имели удостоверение личности типа водительского.
К примеру, в Германии с 10-летнего возраста школьники изучают правила дорожного движения и после сдачи экзаменов получают первое бесплатное водительское удостоверение на управление велосипедом. У нас такого еще нет. Может, со временем придется это делать, хотя бы потому, что велосипед может купить кто угодно, а вот знают правила - единицы. Удостоверение поможет в случае совершения ДТП установить личность пострадавшего, а документ нового образца, как я уже говорил, это позволяет.
ЗАЩИЩЕНЫ ОТ ПОДДЕЛКИ
Над новым удостоверением поработали со знанием дела. Учитывая, что украинский язык в мире знают немногие, все графы пронумеровали, разъяснив еще и на английском. В новом бланке много степеней защиты, которые невозможно подделать, к тому же наносится цифровая фотография. Вводится срок действия каждой категории и срок действия удостоверения.
Когда вы получаете допуск к управлению транспортным средством определенной категории, необходимо застраховать автомобиль. Среди коэффициентов, определяющих размер суммы платежей при страховании, указан водительский стаж (этой графы в предыдущем документе не было, указывалась лишь дачи выдачи). И получалось, что человек обменивал удостоверение, полученное во времена СССР, на украинское, а там проставлялась только дата выдачи. Допустим, 2002 год. Владелец авто мог провести за рулем 30 лет, а по документу выходило, что стаж у него маленький. А если стажа нет, то при страховке применяется повышенный коэффициент.
В новом же удостоверении будет указано, что данную категорию вы получили, например, в 1970 году, значит, стаж легко подсчитать. По новым удостоверениям страховым компаниям легко можно будет установить, попадали вы или нет в ДТП, ездили ли без аварий - от этого тоже зависят коэффициенты. К тому же, на основании этого водительского удостоверения и нового свидетельства о регистрации транспортного средства будут собраны сведения о водителях, зарегистрированных транспортных средствах, на основании которых построится всеобъемлющая автоматизированная база данных, которая позволит контролировать безопасность на дорогах, уплату транспортных сборов, штрафов, автострахования и т.д.
Кроме того, будет действовать единая информационная база выданных удостоверений, по которой любой инспектор ГАИ может узнать всю подноготную о владельце и проверить данное удостоверение на предмет подделки. Информация будет считываться специальными приборами, которыми снабдят мобильные экипажи. Прибор напоминает тот, какой сейчас применяется в супермаркетах для считывания штрих-кода.
Разница еще и в том, что, если удостоверения изготавливались в МРЭО на местах, то теперь будут печататься на одном специализированном государственном предприятии в Киеве и из специального материала. На этот завод заявки из разных регионов будут поступать по спецпочте. На месте оператор "забьет" данные в компьютер, который автоматически нанесет их на заготовку. Готовые бланки перешлют на места. Подделка практически исключена, как и вмешательство в процесс человека - все производство аналогично печатанию денег.
Никто не сможет иметь два водительских удостоверения на руках, как это часто бывает сейчас. Говорят, что якобы потеряли, а на самом деле спрятали и требуют выдать другое. Когда в очередной раз придет запрос на новый документ, компьютер проверит, выдавались или нет данному человеку "права" нового образца. Если да, предыдущий вариант в базе данных "гасится", будто документа с таким номером вообще не существовало. И если кто-то попытается вновь предъявить его инспектору, то просто будет изъят.
ВЕЧНЫХ "ПРАВ" НЕ БУДЕТ
- Кардинальным изменениям внешний вид водительского удостоверения не подвергнется, - продолжает Василий Зайченко. - Сейчас отечественным законодательством предусмотрен допуск к управлению пяти категорий: А, В, С, Д, Е. У каждого будет проставлена та категория, на которую он сдавал экзамены, как и сейчас. Одно из новшеств - приписка на "правах": "Без права работы по найму". Она должна защитить нас, прежде всего, от неопытного водителя. Допустим, с категорией В можно водить такси, но как доверить пассажиров водителю, только что закончившему автошколу? ! Поэтому в удостоверение новичка напишут: "Без права работы по найму" - на 3 года или больше (срок еще не выбран). По прошествии этого времени, если у человека была практика, запись можно убрать. Хороший опыт в этом плане у Швеции. Получил удостоверение, через полгода, если хочешь, чтобы подобная запись исчезла, иди на курсы экстремального вождения. После успешной сдачи экзаменов пометку снимают.
Пока в новых удостоверениях будет заполняться только графа, когда автолюбитель получил право на управление транспортом. Срок действия удостоверения не станут проставлять, поскольку это еще не решенный вопрос. Планируется для каждой категории установить свои сроки. К примеру, для категорий А и В он может составить 10 лет, для Е и С - 5, для Д - 3 года. После окончания срока придется получать другое удостоверение.
Тут все будет зависеть от того, насколько законопослушным был водитель. Человек может поменять удостоверение "автоматом", если не будет ни одного нарушения и ДТП. Если что-то подобное происходило и не раз, шоферу снова придется сесть за парту, а потом пересдавать экзамены.
- Колонка, в которой вписывается срок действия удостоверения, начнет заполняться, когда Верховная Рада Украины примет закон и соответствующие нормативные акты, где будет сказано, что все без исключения водительские удостоверения, которые выдавались, скажем, до 1 января 2007 года, подлежат замене на другие, более усовершенствованные. И эти права тоже можно назвать временными, так как и они будут меняться, - разъясняет Василий Зайченко. - Они пока делаются для того, повторяю, чтобы человек уже сейчас чувствовал себя комфортно за рубежом, а также для создания базы данных, с которой потом предстоит работать.
- Почему сразу не ввести "вечные" удостоверения?
- Для этого необходимы немалые средства, а именно в МРЭО, которых около 300, установить соответствующее оборудование, создать и отработать автоматизированную систему хотя бы в областных центрах. Сделать все сразу и без ошибок практически невозможно. На этом удостоверении за год-два мы отработаем технологию, после чего и примут решение о замене всех существующих ранее удостоверений. Это будет делаться постепенно, чтобы не создавать ажиотаж.
- Сколько будут стоить новые удостоверения и когда начнется их внедрение?
- Больших материальных затрат они не потребуют. Цена будет составлять что-то около 100 гривен. Для сравнения: в Германии подобные стоят 600 евро, а те, которые еще выдают сейчас у нас - 200 гривен. Новые появяться как только выдадут деньги на приобретение оборудование, мы надеемся, что это произойдет в самое ближайшее время. Кроме того, планируется найти новый подход к преподаванию в автошколах, а следовательно и к выдаче удостоверений. Сейчас человек после школы вождения сдает внутренний экзамен, а потом еще один в МРЭО. Мы считаем, без внутреннего можно вполне обойтись. Нужно оставить экзамены в МРЭО, а в комиссию пригласить не только сотрудников ГАИ, но и автошколы, чтобы никто не говорил о взятках при сдаче. Следует повысить требования к уровню преподавания и обучения в автошколах, их необходимо аккредитировать, преподавателей аттестовать и отслеживать, какого качества знания выпускники жемонстрируют на практике.
Если по окончании учебы на протяжении полугода после сдачи экзаменов половина бывших курсантов попала в ДТП, такая школа должна подвергнуться внеочередной аккредитации и аттестации преподавателей. Мы хотим ввести систему ответственности за подготовку водителей. Другого выхода при тех цифрах ДТП, которые имеются, у нас просто нет. Судите сами: в прошлом году число погибших на дорогах достигло примерно 7 тысяч, а травмированных - около 54 тыс.
Это самые большие цифры за последнее десятилетие, и они не могут никого оставить безразличным.