Где учиться и как учиться
Вы решили стать водителем
Как всегда, в новом году мы начинаем публикацию в разделе "Автошкола" материалов, которые, судя по прошлогоднему рейтингу и откликам читателей, не теряют актуальности для начинающих автовладельцев и их более опытных коллег. Однако на этот раз постараемся обобщить накопленный нами за пять лет опыт, систематизировать его, сделать систему подачи материала более стройной и приемлемой для разных категорий водителей в соответствии с их уровнем подготовки и временем года. Таким образом, в этом году мы постараемся дать полный цикл публикаций для новичков и массу полезных советов и рекомендаций для более опытных водителей. Итак, начинаем...
Сегодня, когда автомобиль действительно не роскошь, а средство передвижения, когда городские магистрали перегружены потоками машин, способными развивать высокую скорость и стремительно маневрировать, все больше и больше на дорожную безопасность оказывает влияние человеческий фактор. От умения и навыков тех, кто сидит за рулем, подчас зависят здоровье и жизни не только их самих, но и других участников дорожного движения, включая пешеходов. И здесь немаловажную роль играет первоначальная подготовка начинающего водителя. Об этом и пойдет речь на первом занятии нашей "Автошколы" в этом году.
Где...
Не секрет, что наши автошколы дают только минимум навыков вождения автомобиля, и этот минимум не позволяет новичку после прохождения полного курса обучения уверенно чувствовать себя на дороге, тем более в плотном потоке машин. По сути дела, те, кто только что закончил автошколу и получил новенькое удостоверение на право управления транспортным средством, являются наиболее опасными участниками дорожного движения. И это при том, что автомобиль в силу своей большой массы и способности двигаться с высокой скоростью сам является источником повышенной опасности (так записано в Правилах дорожного движения) независимо от того, кто им управляет. Можно ли исправить или хотя бы смягчить ситуацию? Думаю, что в этом заинтересован любой начинающий автомобилист.
Прежде всего необходимо выбрать учебное заведение, в котором предстоит учиться. Какое - частное или государственное - решать вам, но в любом случае оно должно иметь лицензию на право обучения. Сегодня почти все автошколы стали частными, и условия обучения в них могут сильно разниться: где-то быстрее, где-то дольше, чуть дороже или дешевле. Внимательно изучите возможности автошкол и остановите выбор на той, условия учебы в которой для вас приемлемы.
Как...
Вас будут учить теории и вождению. Разумеется, за ваши же деньги. Это даст вам право сдать экзамены в ГАИ, и если вы их сдадите, то получите водительские права. Но это не значит, что после этого вы станете водителем-асом. К тому же прохождение полного курса обучения в автошколе не дает никакой гарантии, что экзамен будет сдан с первого раза. А за повторные экзамены придется снова платить деньги, и немалые. Не будем говорить о теории - она, безусловно, нужна, и знать правила дорожного движения необходимо. Вас просто не допустят к сдаче экзаменов по вождению, если нет зачета по ПДД. Однако практика показывает, что больше всего делают ошибок - а значит, и не сдают экзамены - как раз в вождении в реальных дорожных условиях. Ведь нужных навыков еще нет. Избежать же ошибок можно только одним способом - необходимы дополнительные занятия. Тех 30 часов практики, что предлагают автошколы, недостаточно, и это понимают сами преподаватели. Поэтому и предлагают за дополнительные деньги дополнительные часы обучения. Какой-никакой, а это все-таки выход из положения, и если материально вы не стеснены, то лучше все же не пренебрегать такой возможностью. И не только затем, чтобы сдать экзамен с первого раза, а и для того, чтобы в дальнейшем чувствовать себя в потоке машин уверенно и избежать проблем на дороге и больших затрат, связанных с восстановлением автомобиля - своего, а может, и чужого.
Если же у вас есть знакомый с личным автомобилем, то нельзя упускать возможности позаниматься и с ним. Правда, занятия при этом будут сопровождаться вашей персональной ответственностью за сохранность чужого автомобиля. Кроме того, могут возникнуть трения с инспекторами ГАИ. Поэтому советуем выбирать место для упражнений там, где совсем или почти совсем нет движения транспорта: на природе, в деревне и так далее. Получить навыки по троганию автомобиля с горки, переключению передач, маневрированию в ограниченном пространстве вы можете и здесь. А вот движению в реальных дорожных условиях лучше все-таки обучаться с инструктором автошколы, который всегда имеет возможность подстраховать вас (у него есть свои педали сцепления и тормоза и свои зеркала заднего вида).
С кем...
А теперь об отношениях с мастером-инструктором по вождению. Вы платите свои деньги и за обучение, и за бензин, и за амортизацию техники, а потому вправе рассчитывать на внимательное отношение к себе со стороны инструктора. Этого и надо требовать, разумеется корректно. Обучаетесь вы, и сдавать экзамен будете вы, а не он. Инструктор тоже может подсказать, но все равно никто лучше вас не будет знать, в чем вы сильны, а в чем надо еще поднатореть, ведь способность к обучению у всех разная: кто-то быстрей обучится трогаться с горки, но будет теряться в потоке машин, или наоборот. К тому же у людей в возрасте процесс обучения проходит труднее. Не стесняйтесь обозначать свои проблемы перед инструктором.
На следующем занятии мы расскажем о том, на что надо обращать первостепенное внимание перед началом движения, как получить конкретные практические навыки трогания автомобиля с места, как правильно ездить с минимальной скоростью в ограниченном пространстве.