Перейти к основному содержанию

Главная      Предъявите электронную карточку

Предъявите электронную карточку

Так скоро станут обращаться инспекторы дорожной полиции к остановленным автолюбителям. Последние вправе ответить аналогичной просьбой - карточки получат и те и другие. На водительскую заносится информация о личности, совершенных нарушениях или отсутствии таковых, уплате налога, прохождении техосмотра, наличии страховки и так далее. Полицейскому же чип будет выдаваться каждое утро перед дежурством и в течение дня, используя мобильное считывающее устройство, он должен фиксировать как свои служебные, так и данные предупрежденных или оштрафованных.

Это новшество сейчас рассматривается в Правительстве для последующего принятия соответствующего постановления, сообщил на вчерашней пресс-конференции по итогам 2004 года начальник департамента дорожной полиции МВД Омурзак Тусумов. Пока не решено, какой орган будет выдавать электронные талоны, внедрить их разом или постепенно при замене водительских удостоверений и регистрации автомобилей. Наконец, кто возьмет на себя расходы (одна карточка обойдется примерно в 200 тенге) - государство или сами люди.

Введение талона, не имеющего, кстати, силы без прав, позволит полицейским объективно оценивать отношение водителей к требованиям законодательства, обеспечивающего безопасность дорожного движения, и подходить к наказанию нарушителей дифференцированно. Появится возможность жестче контролировать поведение злостных и ограничиваться предупреждениями в отношении тех, кто впервые и незначительно "согрешил" на дороге. Кроме того, значительно сузится поле для коррупции, ведь если инспектор остановит и не предъявит свой компьютерный документ, автолюбитель вправе с ним даже не разговаривать.

В целом итоги минувшего года показывают, что дорожная полиция продолжает проводить своеобразную политику "кнута и пряника". Идет планомерное ужесточение мер ответственности за серьезные нарушения правил движения на фоне общего облегчения правового положения водителей.И, надо признать, это оправданно. За истекшие двенадцать месяцев на дорогах страны зарегистрировано 15 302 аварии. Рост по сравнению с 2003 годом составил 9, 2 процента. Увеличилось число погибших и раненых. Основная причина такого скачка - низкая водительская дисциплина. Чаще всего ДТП случаются из-за превышения скорости, нарушения правил обгона и выезда на встречную полосу, употребления за рулем спиртного.

9 декабря прошлого года Глава государства подписал закон, который вносит ряд изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный и Административный кодексы. Некоторые касаются и участников дорожного движения. К примеру, теперь лихач, выехавший на полосу встречного движения, должен будет уплатить штраф в размере от 2 до 5 месячных расчетных показателей или лишится прав на 4-6 месяцев. Тогда как раньше налагался штраф от 1 до 2 МРП, а права и вовсе не отбирались. Максимальный размер штрафа, по словам О. Тусумова, ныне составляет до 30 МРП. За систематическое игнорирование ПДД предусматривается административная ответственность.

Также, согласно изменениям, за нарушение водителем правил эксплуатации транспортного средства и перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, вождение без документов или прав на управление данной машиной, управление в нетрезвом состоянии, совершение аварии, оставление места ДТП, неподчинение требованиям инспектора, уклонение от медицинского освидетельствования его автомобиль задерживается (с изъятием номеров) и отправляется на штрафстоянку. Насильно "эвакуируют" вашего железного коня и если он будет долго припаркован не там, где следует, а вас не смогут найти. Последняя мера призвана снизить опасность возможных терактов и количество уличных пробок.

Правда, казахстанская дорожная полиция учла печальный опыт Москвы. Там эвакуаторы и штрафстоянки находились в частных руках. Их владельцы начали злоупотреблять своим положением, устанавливая непомерные цены за хранение авто и забирая совсем не "проштрафившиеся" экземпляры. Разгорелся скандал. В итоге принудительную эвакуацию пришлось отменить. У нас же эвакуаторы и стоянки будут принадлежать акиматам, а цены на их услуги регулироваться государством.

Каждое седьмое ДТП в прошлом году произошло по вине автолюбителей со стажем управления менее трех лет. Значит, в автошколах их плохо учили, а права они получили незаслуженно. Для повышения уровня подготовки водителей ДДП МВД продолжает внедрять на экзаменах по знанию правил дорожного движения компьютерное тестирование. В 2004 году по республике установлено 378 компьютерных комплексов. С первого раза на сорок предлагаемых вопросов ответили лишь 39, 7 процента от общей массы курсантов автошкол. А раньше цифра превышала 57 процентов. Но, согласитесь, лучше подучить правила и прийти на пересдачу, чем во что бы то ни стало заиметь заветную корочку, а потом устраивать беспредел на трассе.

Одновременно дорожная полиция уделяет пристальное внимание и профессионализму своих сотрудников. За истекший год возбуждены уголовные дела в отношении 37 человек. Из них 18 касаются злоупотребления властью и еще 6 - коррупции. Административные дела затронули 895 дорожных полицейских, 107 из их числа занимают руководящие должности. Уволено 237 сотрудников. Принято на работу примерно столько же, но зато они соответствуют новым квалификационным требованиям, разработанным не так давно. Благодаря кадровой "чистке" общий профессиональный уровень в ДДП подрос на 14 процентов. К слову, до недавнего времени лишь 65 процентов сотрудников здесь имели профильное образование.

г. Астана