Рейс длиною в жизнь
90-летнего Александра Солдатова называют пионером дорожного движения в Ставрополе.
Автобусов в моей жизни было немало, - рассказывает Александр Солдатов, - но то ли память у меня такая, то ли прикипел я к своему первому, хорошо помню только его, каждую детальку...
34-й, незабываемый
Уже 70 лет прошло, а Солдатов прекрасно помнит не только свой первый рейс, но и другие события того времени - очень уж 1934 год выдался лично для него счастливым. Он встретил любовь всей своей жизни Евдокию, закончил городскую автошколу в ФЗУ, получил "корочки" водителя второй категории, и, наконец, стал водителем первого ставропольского автобуса.
Тогда на весь краевой центр было всего два шофера второй категории. Помимо самого Александра Николаевича, был его коллега и наставник - Николай Федорович Тимонин (до революции шофер купцов Мясницких), но он приболел и получать автобус поехать не мог.
Особого выбора у начальства не было, и однажды на лекцию по правилам дорожного движения в автошколе пришел руководитель коммунального хозяйства города Илюшин и сообщил, что Александр командирован на три дня в Орджоникидзе (ныне - Владикавказ).
Первый рейсовый
- В автобусе было 14 пассажирских мест, плюс место кондуктора и водителя, - вспоминает 90-летний Александр Николаевич.
Автобус был не новым, но это совсем не мешало молодому водителю гордиться своим железным другом.
- Все детали были проштампованы производителем "Ford" , хотя и назывался он почему-то ГАЗ-АА, - вспоминает Александр Николаевич, - даже рычаг переключения скоростей и гаечки все были проштампованы. Я сидел за рулем автобуса впервые. Возможно, это повлияло на мои дальнейшие автомобильные привязанности...
В разработке маршрута Солдатов тоже принимал участие, потому как знал, где может проехать такая техника.
- Нормальной дороги тогда в городе не было. В основном мощеная. Первый маршрут до 1936, по-моему, года, был коротеньким: от Тифлисских ворот на крайзо (краевой земельный отдел) до аптеки Байгера, - вздохнул шофер со стажем.
Потому и желающих пользоваться автобусом было мало, несмотря на то, что билет стоил всего 15 копеек (при средней зарплате в 70 рублей). В основном прокатиться изъявляли желание вновь прибывшие в Ставрополь да детишки, для которых автобус был единственным доступным развлечением.
Колеса
Через год после официального открытия первого маршрута, в 1935, в Ставрополе появилась контора "Автогужтранспорт" , расположившаяся в начале улицы Орджоникидзе. Помимо четырех старых грузовых "фордов" , переделанных под общественный транспорт, было еще 30 лошадей с бричками, в том числе и "ночные бабочки" (так назывался транспорт, груженный бочками для вывоза нечистот). Тогда же автопарк пополнил и второй автобус. Изменился и маршрут: Вокзал - Маслозавод (ныне улица Пушкина) - Колония N5 и снова Вокзал.
- В 1936-м автобус остался без колес. Старые покрышки истерлись, - огорченно вспоминает Александр Николаевич. - И тогда я уволился из автоколонны, возил на ГАЗ-42 продукты.
Весной покрышки нашли, не те, что требовались, но все-таки нашли, и Солдатов вернулся в автоколонну.
В войну ГАЗ-АА снова встал в гараж. Автобус Александра оказался слишком мал и неприспособлен для перевозки раненых. А их было много. На большом 30-местном ЗИС-116 Саша возил солдатиков в ставропольские госпитали.
После освобождения Ставрополя вернулся за баранку автобуса... но не сразу, а лишь в 1954-м. До этого выполнял поручение первого секретаря крайкома партии М. Суслова: восстановить партийный автопарк.
- Когда вернулся в АТП, первым делом пошел в гаражи, думал, найду свой ГАЗ-АА. Но его уже не было там. А жаль, - вздыхает водитель с 70-летним стажем, - он мог бы исправно служить до сих пор, вот я только постарел, руки уже не те, не удержать баранку...
г. Ставрополь