Парламент
30 суток без предъявления обвинения
В комитетах парламента Кабардино-Балкарии обсуждается разработанный правовым управлением аппарата парламента на основании обращения Управления Федеральной службы безопасности по КБР законопроект "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ".
Сегодняшнее уголовно-процессуальное законодательство определяет, что предварительное следствие по преступлениям, связанным с возбуждением национальной, расовой, половой, социальной или религиозной вражды, ведут органы прокуратуры, а по преступлениям, связанным с похищением человека и незаконным лишением свободы, — прокуратуры и милиции. Между тем, считают разработчики законопроекта, согласно Положению о Федеральной службе безопасности РФ, среди основных задач, возложенных на органы ФСБ, значится противодействие экстремистской деятельности. Кроме этого значительное число преступлений, связанных с похищением человека и незаконным лишением свободы, совершаются лидерами и членами незаконных вооруженных формирований, борьба с которыми является одной из приоритетных задач органов госбезопасности.
В связи с изложенным разработчики законопроекта предлагают включить названные противоправные действия в статью УПК, предусматривающую альтернативную подследственность. Другими словами, разрешить следственным органам ФСБ рассмотрение дел, связанных с возбуждением национальной, расовой и религиозной вражды, а также похищением человека и незаконным лишением свободы.
Новый законопроект предлагает и дополнения в статью 100 УПК РФ, устанавливающую срок заключения под стражу до 30 суток без судебного решения и предъявления обвинения. Дополнения должны позволить лишать свободы на 30 суток подозреваемых в возбуждении ненависти или вражды, а также унижении достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и принадлежности к социальной группе.
***
УГИБДД не хватает денег
Парламентские слушания, организованные комитетом по законодательству, назывались "Взаимное уважение на дороге — залог безопасности", но значительную часть времени участники мероприятия уделили проблемам финансирования УГИБДД и изменения зако-но дател ьства.
Начальник Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Арсен Кудаев сообщил, что на учете в республике состоит более 138 тыс. автотранспортных средств, из них более 120 тыс. принадлежит физическим лицам: "Ежегодный прирост автопарка при нашей бедности составляет около 4 тыс. единиц". По словам докладчика за 20 лет — с 1983 по 2003 год — в КБР погиб в ДТП 4341 человек, ранено более 20 тыс. В последние 7-8 лет аварийность в Кабардино-Балкарии имела тенденцию к снижению, но с 2002 г. был отмечен значительный рост всех показателей аварийности.
Полковник Кудаев отметил, что широкое распространение получило умышленное игнорирование правил, дорожно-транспортная дисциплина на крайне низком уровне, растет агрессивность вождения. Более 78% ДТП произошли из-за нарушений правил дорожного движения: "Суммы штрафов необходимо повышать, особенно к злостным нарушителям. Сейчас очень много популистских разговоров о том, что люди у нас бедные и штрафы платить нечем. Но не надо нарушать". Более 34% ДТП связаны с наездом на пешеходов. За 9 месяцев зафиксировано 5587 фактов управления автомашинами в нетрезвом состоянии. За этот же период в суды было направлено около 9,8 тыс. материалов, по которым закон предусматривает лишение водительских прав. Суды лишили прав 1200 водителей.
Говоря о ситуации на пассажирском транспорте, Арсен Кудаев сообщил, что за 9 месяцев по вине водителей автобусов число ДТП увеличилось на 21,4%, количество погибших возросло на 25%, пострадавших — на 115%. Он объяснил это отсутствием кадровой политики: "Нередко водителями автобусов становятся случайные люди. За 9 месяцев они совершили почти 9 тыс. нарушений правил дорожного движения, 87 из них не имели водительского удостоверения соответствующей категории. И самое вопиющее — 97 водителей управляли автобусами в нетрезвом состоянии. Раньше это было ЧП, а теперь стало обыденным явлением. В результате стало возможным ДТП с участием двух "Газелей", в результате которого погибли два человека, а увечья получили 12 пассажиров. При этом выяснилось, что один из водителей маршрутки имел инвалидность 2 группы и мог трудиться только в специально созданных условиях, к которым работа водителя автобуса не относится".
По словам докладчика, удалось запретить физическим лицам, занимающимся перевозкой пассажиров, использовать транспортные средства со сроком эксплуатации более 10 лет. Установить такой запрет для юридических лиц пока не получается: "Техническое состояние автобусного парка юридических лиц достигло критического предела. В ходе проверок было выявлено 358 автобусов, не прошедших технический осмотр".
Арсен Кудаев отметил слабую профессиональную подготовку водителей и низкое качество обучения, предложив запретить обучать водителей в мелких и разрозненных учебных заведениях. Было подчеркнуто, что в 2003 г. с первого раза экзамены на права сдали только 52%, а за 9 месяцев 2004 г. — лишь 36% кандидатов в водители.
Говоря об оснащении сотрудников управления техническими средствами, полковник Кудаев сообщил, что обеспеченность патрульным автотранспортом составляет 42,3%, средствами измерения скорости — 44,9%, средствами связи -20,1%, приборами для определения коэффициента светопропускаемости стекол — 6,7%. Более половины имеющегося транспорта исчерпало свой ресурс.
По словам начальника УГИБДД, общая численность сотрудников дорожно-патрульной службы должна составлять 1117 человек, сегодня в управлении 821 работник ДПС. Было подчеркнуто, что сотрудники этого подразделения несут службу не только на территории КБР — во время известных событий они находились в Беслане и Карачаево-Черкесии.
Заместитель председателя комитета по законодательству Руслан Абазов сообщил, что не более 45% работников ДПС имеют высшее или среднее специальное образование, а юридическое — не более 30%: "В основном это руководители и офицеры старшего и среднего звена. Возникает вопрос. При перепроизводстве юристов в республике почему нельзя повысить эти показатели? "
Первый заместитель прокурора КБР Алик Жеккеев сообщил, что за 9 месяцев в прокуратуру поступило 74 жалобы на действия сотрудников ГИБДД, более 70% жалоб нашли свое подтверждение, возбуждены 2 уголовных дела.
Заместитель министра образования и науки Барасби Абазов отметил, что экзамен среди преподавателей различных автошкол выявил удручающую картину: "Они сами недостаточно владели предметом, который преподавали".
Глава администрации Нальчика Хазратали Бердов, сообщив, что 8-10% городских дорог должны ежегодно ремонтироваться, отметил:
"Для этого необходимо 120 млн. рублей. В бюд-жет-2004 мы просили 77 млн, в бюджет внесли 42 млн, за 10 месяцев мы получили 22 млн. Долги за несколько лет составляют 177 млн. Подрядчики не хотят с нами разговаривать. Если мы хотим иметь в Нальчике хорошие дороги, нужно выделять средства не только на ямочный ремонт".
Хазратали Бердов высказался против удовлетворения просьбы министра внутренних дел КБР о финансировании подразделений ГИБДД из местных бюджетов за счет штрафов, собираемых с нарушителей правил дорожного движения ("Газета Юга" N47): "Это возложено на республиканский бюджет. Состояние такое — дай бог финансировать бюджетные организации".
Председатель комитета по бюджету Каншоби Ахохов отметив, что из 14 млн. рублей штрафов собирается лишь 3 млн, призвал внести в рекомендации слушаний пункт о повышении собираемости штрафов: "Иногда в бюджете возникают проблемы из-за 100 тыс. рублей, а здесь речь идет о нескольких миллионах".
Парламенту КБР участники слушаний рекомендовали выделить в бюджете-2005 финансовые средства, достаточные для функционирования и развития УГИБДД.