Перейти к основному содержанию

Главная      Самый творческий отдел

Самый творческий отдел

Как известно, предупредить любую беду гораздо проще, чем разгребать последствия после всего случившегося. А случается на автомобильных дорогах сами знаете что. Тревожные сводки аварийности - как вести с линии фронта. Кровь, разбитые железо, люди, судьбы. И горькие сомнения в неотвратимости произошедшего. Береженого бережет Бог. А водителей и пешеходов пытаются сберечь инспекторы по пропаганде безопасности дорожного движения. Руководит этой, пожалуй, самой творческой в структуре ГАИ службой подполковник милиции Владимир МУХАЧЕВ.

- Владимир Михайлович, роль пропаганды в истории действительно трудно переоценить. Примеров тому - масса. Пропаганда безопасности дорожного движения - тоже "особая папка"?

- Безусловно. Ведь мы выполняем важную государственную функцию - заботимся о жизни и здоровье людей. И это, поверьте, не высокие слова. Нашу работу трудно измерить привычными материальными понятиями. Но любая беседа в детском саду, школе, визит инспектора на предприятие или выступление в средствах массовой информации не могут не отложиться в сознании человека, думающего о завтрашнем дне. Сотрудники отдела пропаганды пытаются донести до людей понятные всем вещи: учат правильному поведению на проезжей части, рассказывают о примерах неуважительного отношения к правилам дорожного движения, разъясняют населению цели тех или иных акций, которые проводит ГИБДД.

- И каждый день на дорогах гибнут люди. Неужели и здесь - на все воля Божья?

- Как показывает практика, не везде и не всегда. Взять хотя бы пешеходов, по вине которых совершается каждое третье дорожно-транспортное происшествие - не только у нас в области, но и в целом по России. Это очень большая цифра. Что же заставляет взрослых людей в буквальном смысле слова бросаться под колеса машин? Элементарное невежество, надежда на русский авось, годами привитая способность смотреть по-своему на любой закон.

Вот и получается, что менталитет нации пока преобладает над любыми призывами. А лояльность многих законов, регламентирующих ответственность за нарушения в области дорожного движения, только способствует тому, что о последствиях задумываются в последнюю очередь.

- Есть ли свет в конце тоннеля?

- Госавтоинспекция давно бьется над тем, чтобы с азами дорожной азбуки в обязательном порядке начинали знакомить с детского сада. И не по одному занятию в месяц! Пока же получается следующая картина. В тех детских образовательных учреждениях, руководители которых понимают важность обучения своих воспитанников, устраивают тематические утренники, конкурсы и викторины по безопасности дорожного движения, ЧП на дороге с ребенком - большая редкость. А там, где считают, что и одного разговора в месяц много, такие случаи происходят со зловещей регулярностью.

За 10 месяцев текущего года на дорогах Прикамья погибли 25 детей. Каждая такая смерть, вне зависимости от того, шел ребенок или ехал пассажиром в машине, - на совести взрослых. Ну и на нашей, пропагандистов, естественно.

- Судя по услышанному, к кандидатам на должность инспектора по пропаганде предъявляются особые требования?

- Нам бы очень хотелось, чтобы люди, отвечающие за пропаганду безопасности дорожного движения, имели высшее, желательно гуманитарное, образование и владели знаниями по всем направлениям деятельности ГИБДД. Однако на самом деле лишь 30 процентов наших кадров соответствуют этим требованиям.С 2002 года должность инспектора по пропаганде введена в каждом отделении ГИБДД. И более половины сегодняшних пропагандистов - это молодые сотрудники, только что пришедшие на службу в ГАИ. Старые кадры - наперечет. А ведь для того, чтобы грамотно донести до населения все наши чаяния и заботы, даже трех лет работы маловато будет! К сожалению, не везде на местах правильно понимают роль пропаганды, ее действенность. Некоторые начальники до сих пор считают инспектора по пропаганде дополнительной силой для решения своих оперативно-стратегических задач, благодаря которой можно всякий раз затыкать любую брешь.

- Какие мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения проводятся у нас в области?

- В первую очередь назвал бы детский конкурс "Безопасное колесо", в котором ежегодно участвуют несколько тысяч прикамских школьников. В мае лучшие команды каждого района встречаются на областном финале в одном из районов области, а лучшие едут затем на всероссийский форум. Представляете, сколько эмоций и впечатлений получают мальчишки и девчонки. Причем - совершенно бесплатно! Есть у нас конкурс, в котором участвуют и дети, и родители: "За безопасность дорожного движения - всей семьей". Кавээновская смекалка вкупе со знаниями ПДД позволяет выигрывать в нем неплохие призы. Для детсадовцев организуем "Зеленые огоньки" и конкурсы "Мой друг Светофорик". В этом году планируем провести отдельный конкурс для педагогов. А еще выставки рисунков и поделок, викторины для старшеклассников, акции социальной рекламы...

Пермяки, наверное, уже привыкли к телепроекту "Стоп-линия", вот уже 8 лет выходящему в эфир на канале "Авто-ТВ". А между тем, ни один регион России не может похвастать ежедневной 10-минутной программой по безопасности дорожного движения! Два года выходит спецпроект У ГИБДД и "Досье 02" "Регион 59".

- Наверное, и планов - громадье?

- Их очень много. Ведь в благом деле все средства хороши, верно? Но, к сожалению, масса задумок так и остается ждать своего часа на бумаге. Например, создание в Перми своего автогородка, на базе которого могли бы работать все детские автокружки, проходить лекции и семинары для педагогов, занятия и конкурсы для детей. Это не сказка, а реальность, которую я видел своими глазами в Ростове. Почему на Дону, в Новосибирске - там автогородок открылся буквально на днях, причем в центре города, в других городах страны смогли изыскать необходимые для детей средства? А вопрос о выделении земельного участка для городка в Перми, который поставили перед властями Управление ГИБДД и местное отделение Всероссийского общества автомобилистов, так и повис в воздухе. Неужели дети миллионного города не заслуживают лучшей участи?

НАША СПРАВКА.

Пермская область:

количество детских автоплощадок - 62;

количество кабинетов по БДД - 104;

количество отрядов ЮИД и детей в них - 142 и 1090;

количество автошкол, мото- и картинг клубов и обучающихся в них детей - 33 и 1267.